Что играли куранты петропавловского собора после революции. Какую мелодию исполняют часы - куранты на петропавловском соборе. Часовая башня Выборга

04.01.2017

Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал "ПД" о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.

До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.

С первых дней

В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.

Пожар 1756 г. уничтожил колокольню и часовой механизм. В 1760 г. новые куранты изготовил и доставил в Петербург знаменитый голландский мастер Баренд Оорт Красс. При этом их сборка была завершена лишь в 1776 г., тогда же установили четыре циферблата диаметром 2 м. Куранты прослужили до 1853 г., когда механизм пришел в негодность. За ремонт главных часов столицы взялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне. Они восстановили ход поврежденных часов Петропавловского собора и частично модернизировали механизм. На циферблатах появились ранее не существовавшие минутные стрелки. Отремонтированные музыкальные куранты до октября 1917 г. исполняли две мелодии: "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже, царя храни". После революции куранты надолго замолчали. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить их на исполнение "Интернационала" не увенчалась успехом. Куранты заиграли вновь только в 1952 г., но на этот раз гимн СССР. Лишь в 2002 г., после 85‑ летнего перерыва , с колокольни Петропавловского собора снова зазвучали "Коль славен наш Господь в Сионе " и "Боже , царя храни ". Как рассказал Андрей Кудрявцев , он восстановил музыкальный механизм курантов по сохранившимся в архивах докум ентам.

Снова успех

Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы "Фридрих Винтер". Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.

Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).

"Петербургский дневник": Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?

Андрей Кудрявцев: Прежде всего резкие температурные колебания и повышенная влажность. Все‑ таки механизм фасадных часов – устройство внушительных размеров с большим количеств ом металлических деталей. Только большой музыкальный барабан курантов Петропавловского собора имеет диаметр 2 м и весит 1,2 тыс. кг. Впрочем, часы могут отстать от бега времени или вовсе остановиться, просто уловив что‑ то негативное от человека . За свою до лгую жизнь они были свидетелями многих исторических событий и обрели собственный дух, характер. Каждый механизм по‑ своему уникален .

"Петербургский дневник": Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?

Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.

"Петербургский дневник": Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?

Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.

"Петербургский дневник": Как часто вам приходится проверять механизмы?

Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.

Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.

"Петербургский дневник": А какими часами пользуетесь вы?

Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.

Текст: Андрей Сергеев

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

Нет, я не буду рассказывать вам про Петропавловскую крепость или сам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Для этого надо глубоко разбираться в истории. У меня, как у обычного туриста, появилась удивительная возможность подняться на смотровую площадку Колокольни Петропавловского собора и я поднялся. В этой статье хотелось бы, если можно так выразиться, на время одолжить вам свои глаза. Просто посмотрите, полюбуйтесь на те удивительные виды, которые открываются с высоты. Возможно, когда вы сами окажетесь в Санкт-Петербурге, вы тоже захотите подняться на колокольню, ибо ни одна фотография не передает полноты атмосферы парения "над городом". А пока... вы готовы к подъему? Тогда - за мной!

Шпиль Петропавловского собора сложно не заметить. Его видно почти из любой точки исторической части города. Безусловно, сквозь стены домов он не просвечивает, но выйдете на берег Невы и - вот он! Высота - 122 метра!

Будучи в Санкт-Петербурге впервые после сорокалетней отлучки, не зная правил, я даже не предполагал, что в Петропавловскую крепость вообще можно войти, а не то что подняться на колокольню. Не удивительно, что я так подумал. Достаточно было наткнуться на две закрытые двери:

чтобы понять, что вход туда или совсем закрыт простым смертным, или это доступно только каким-то особым людям, или за большие деньги. Со временем стало понятно, что ворота в тот конкретный момент были закрыты лишь потому, что я примчался в Петропавловскую крепость в 6 часов утра.

На самом деле вход на территорию совершенно свободный. Подробный обзор территории комплекса будет представлен в отдельной статье, а сейчас давайте перейдем к теме смотровой площадки на колокольне Петропавловского собора.

Когда, бродя неподалеку от монетного двора я вдруг заметил наверху человека, у меня возникла мысль о том, что если он смог каким-то образом очутиться там, рядом с колоколами, то, может быть и мне это как-то удастся?

Вот здесь на площади перед колокольней я сделал данное неожиданное открытие. Кстати, обратите внимание на лавочки - это место, где можно послушать звучание совершенно особенного музыкального инструмента - карильона . Чуть позже мы увидим его и послушаем музыку, а пока, просто чтобы вы знали. Карильон - это музыкальный инструмент с клавиатурой, звучащими частями которого являются колокола.

И тут в окошке под часами я вдруг увидел человека. Да вон, смотрите, он и теперь там маячит!

Обуреваемый робкой надеждой на, казалось бы, недостижимое, я зашагал через площадь прямо ко входу в собор. Там сразу обрадовали: Да, подняться можно, но для этого надо сначала купить билет в сам собор (450 руб.), а потом, уже войдя внутрь, купить еще один билет на колокольню (150 руб.).

Напрасно я с пеной у рта увещевал тетеньку у турникета, что сам по себе собор меня не очень-то интересует, а мне надо "туда, наверх". Дежурная была неприступна как Трубецкой бастион и отправила меня за билетом.

Как ни жаль было расставаться с деньгами, которые были заготовлены на перекус в столовке, пришлось выбирать - или пища насущная, или пища духовная. Исходя из того, что вы читаете данный отчет, нетрудно догадаться, что именно перевесило в тот чудный осенний вечер.

Билеты продавали в отдельном строении, который называется странным именем "Ботный дом ".

Да-да. Вот это желтое строение с колоннами (вход с обратной стороны). Размышляя о происхождении столь странного названия, сначала я подумал, что там всех "ботают" или, по крайней мере, раньше "ботали". На практике оказалось, что внутри, как ни странно, находится самый настоящий кораблик, хоть и небольшой. Это ни что иное, как Ботик Петра I . После окончания Северной войны в 1721 году Петр I решил перевести свой ботик в Петербург. Сначала для него соорудили простой навес, а потом выстроили целое здание.

Причем, здание сначала построили, а потом стали соображать, "как же бы теперь эту лодку внутрь затащим?". Через двери и окна она, естественно, не проходила. Пришлось разбирать часть стены и сквозь образовавшийся проем затаскивать "дедушку русского флота" - так называли Ботик Петра I - внутрь помещения. Одним словом, все правильно сделали:). И до сих пор это обычное дело. Сначала делаем, потом думаем.

А вот и он - Ботик:

На самом деле у этого утлого суденышка очень интересная история. К сожалению, в рамках данной статьи нельзя осветить ее полностью. Поэтому, если будет интересно, осведомитесь у википедии. Там все написано коротко, но ясно.

Кроме самого бота в здании развернута обширная торговля сувенирами. И чего только тут нет:

Приятно то, что можно расплатиться картой. Неприятный момент - цены здесь просто неприличные. Тут же находится билетная касса. Вот цены, действительные до конца октября 2016 года:

Тут я сразу понял, как важно владеть информацией . Дело в том, что до этого момента я уже посетил Музей космонавтики и ракетной техники, заплатив за вход 150 рублей. Сейчас для посещения собора мне надо было заплатить еще 450 рулей. То есть вместе уже получается - 600.

За ту же стоимость можно было купить так называемый "комплексный билет" и посетить дополнительно еще несколько интересных экспозиций. Комплексный билет необязательно использовать в один день. Он действует два дня и позволяет посетить все указанные музеи по одному разу. Увы, я об этом не знал, поэтому сам того не зная, ограничил свои возможности. Причем и себе и вам, поскольку не смогу показать отчеты по остальным выставкам. В следующий раз буду умнее. И вы тоже имейте в виду.

То же самое касается и экскурсий по Санкт-Петербургу. Важно знать, где их покупать, чтобы не переплачивать посредникам.

Подъем на смотровую площадку Петропавловского собора

Но вот, наконец, все формальности улажены, билет в Петропавловский собор - на руках. Пора в путь. К сожалению мое восхождение состоялось уже ближе к вечеру, поэтому картинки, которые вы увидите с высоты, будут скорее вечерними.

Здесь позвольте мне дать один важный совет. Если одной из целей вашего подъема на колокольню является фотосъемка, то вам лучше подниматься с утра и до обеда. В это время солнце освещает ту часть панорамы, которую вы сможете фотографировать. После обеда солнце будет светить вам в глаза и хороших фотографий может уже не получиться. Во всяком случае, освещение будет уже не так интересно.

Заходим! Все начинается с того, что вы проходите через турникет. Там Ваш билет будет погашен, а у вас самих будет два плана дальнейшего развития событий.

  1. Вы сразу идете прямо в Петропавловский собор
  2. Вы покупаете еще один билет на колокольню, сначала идете туда, а потом уже в собор.

Билет на колокольню покупается на месте и дополнительно стоит 150 рублей.

После покупки билета (внимание! карты здесь не принимают!) можно самостоятельно начинать подъем. Это удобно. Дело в том, что на смотровую площадку на колокольне можно еще подниматься в составе организованной экскурсии. Что такое толпа народу в замкнутом пространстве я уже ощутил на примере подъема на колокольню Никольского Морского собора . Поэтому перспектива самостоятельного восхождения меня более чем устроила.

Сначала подъем идет по тесному коридору:

Конечно, здесь проход пошире, чем, скажем, в в Переславле-Залесском. Там уж точно двум людям не разойтись! В Петропавловской колокольне чуть просторнее, но в любом случае группе людей придется продвигаться "гуськом".

Всего до смотровой площадки нам предстоит преодолеть около 270 ступенек. Точнее не скажу, пока считал, пару раз сбивался, но общее число примерно такое. Чтобы представить себе подобную лестницу, попробуйте пешком подняться на 13-й этаж высотного дома. Для некоторых людей это не простая задача. Хорошо, что можно подниматься в несколько приемов. Первое помещение, которое нам встретится на пути, это "чердак" колокольни. Здесь размещена экспозиция по истории Петропавловского собора.

Здесь, например, можно узнать, что изначально статуя ангела на шпиле колокольни задумывалась совсем другой, нежели та, что мы привыкли видеть. Можно увидеть каркас статуи в натуральную величину:

Как раз здесь, на чердаке, меня встретил молодой человек, который проверил и порвал мой билет. Далее он зачем-то следовал за мной вплоть до того момента, пока я не покинул башню. Наверное за нами, туристами, все же нужно присматривать. А то мы ведь такие! Вдруг, не дай Бог, колокол потрогаем, а этого делать никак нельзя. Соответствующие строгие объявления встречаются здесь на каждом шагу.

В принципе мне он не мешал, над ухом не сопел, просто стоял в стороне и "присутствовал". Однако, обозревать панораму города под надзором служителя, который только и ждет, "пока этот идиот насмотрится и нафотографирует" было как-то неуютно. Тем не менее, программу съемок я отработал полностью. Отснял все что собирался, всеми объективами, которые в данном случае были уместны. Скоро все сами увидите.

Обратите внимание на ступени лестницы. Каждая из них имеет накладку из натурального камня. С одной стороны это хорошо - они более долговечные. С другой - они отполированы подошвами не одного миллиона ног. Поэтому будьте внимательны и старайтесь держаться за поручни. При неблагоприятных условиях можно поскользнуться.

Во время подъема на этом этапе в середине помещения нас будет сопровождать массивный деревянный каркас. Он тянется в середине башни и уходит куда-то вверх:

Пройдя еще несколько пролетов мы можем рассмотреть музыкальную диковинку. Это Карильон. Музыкальный инструмент из колоколов, соединенных с клавишным механизмом. Кстати, как по вашему мнению называется музыкант, играющий на карильоне? На трубе играет трубач, на барабане - барабанщик. Еще мы знаем гитаристов, арфистов, скрипачей и т.д. А кто играет на карильоне? Даю вам несколько абзацев на размышление.

Вот как выглядит этот редчайший музыкальный инструмент (не смог удержаться, чтобы не сделать своеобразное селфи с карильоном:):

На массивном каркасе установлен 51 колокол общим весом 15 тонн. Впрочем, подробнее об этом инструменте можно прочитать на табличке:

От себя могу добавить следующую занятную информацию. Когда этот карильон установили в Петропавловский собор, внезапно выяснилось, что играть на нем особо некому. И даже отправить учиться некого. У Петропавловской крепости "нет штатной единицы карильонера". Кстати, вот и ответ: карильонер - это музыкант, играющий на карильоне.

Боюсь предположить худшее, но его нет и сейчас. Поэтому концерты карильонной музыки проходят в исполнении обычного "мальчика", который просто выбирает на смартфоне очередную мелодию. Так что, музыку, которую вы услышите в следующем видео, играет отнюдь не человек, а смартфон Samsung по заранее заданной программе. Я сам видел, как это происходит.

Видео. Концерт карильонной музыки (руки бы поотрывать)

Качество исполнения, конечно, не выдерживает никакой критики. Не берусь утверждать. Может быть так бывает не всегда. Может быть в сезон сюда действительно поднимается маэстро во фраке и пленяет собравшихся внизу зевак своим искусством. Увы, я увидел несколько другой подход к делу.

Чтобы посетители не попадали вниз и не убились о колокола карильона, помимо перил вдоль лестниц дополнительно натянута сетка. Все выше и выше мы поднимаемся внутри башни. Выглядывая в окна мы находимся в состоянии приятного волнения. Ведь очень скоро мы окажемся на смотровой площадке и увидим такое!!!

Вот и конечная цель нашего путешествия. Признаться сначала, увидев закрытую лестницу, я слегка растерялся:

Оказалось, нам на площадку, которая слева. Вот тут и началось самое интересное.

Первое, что меня очень сильно удивило, причем не сказать чтобы приятно, это сетка. Ей был затянут весь проем, через который можно было любоваться городом:

Понятно, что высота большая - 43 метра. Наверное теоретически можно упасть. Но... это было так неожиданно! Честно признаюсь, я не был готов к такому повороту событий. За свою историю путешествий я не раз поднимался на высокие колокольни (Преподобенская в Суздале, Богоявленская в Переславле-Залесском), там тоже существовала теоретическая возможность сверзиться вниз.

Но нигде не приходилось смотреть на пейзаж через сетку Рабица. Да что там смотреть. А как через нее прикажете фотографировать?

Вторая засада - из четырех "окон", обращенных в разные стороны горизонта, можно подойти только к одному. К остальным, к сожалению, проход закрыт.

Я-то думал, сейчас сниму полную 360-градусную панораму Петербурга, как однажды сделал в Суздале . А тут мало того, что доступно лишь одно окно, так еще и сетку натянули! Одним словом на смотровой площадке Петропавловского собора пришлось, уж простите за банальность, спуститься с небес на землю.

Потоптавшись в нерешительности, я решил хоть что-то, хоть как-то сфотографировать. Просто для того, чтобы обозначить, что я действительно был здесь. Сначала немного пощелкал внутренности колокольни:

От расстройства решил нарушить запрет и потрогал язык колокола. И вот как раз в этот момент я заметил, что в сетке есть разрыв, куда можно просунуть мой 77-миллиметровый объектив. Кстати, его - этот разрыв - немного видно на предыдущей фотографии. Видите, на фоне реки слева? Правда, дырка была сделана явно каким-то лилипутом. Она находилась на уровне моего пояса. Но... знаете, иногда чтобы сделать хорошие фото люди идут и на более серьезные лишения. Снимать пришлось изогнувшись буквой "Г".

Что и говорить: искусство требует жертв (и разрушений) . Я прицепил к фотоаппарату правильный объектив и работа закипела. Далее вы увидите некоторое количество фотографий, сделанных со смотровой площадки. На самом деле их гораздо больше. Просто отобраны самые удачные.

Это знаменитый Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Дворцовый мост через Неву. В правой части совсем чуть-чуть виден памятник Петру I на коне:

Это Биржевой мост, набережная Макарова, на переднем плане подковообразное здание - Здание архивов (на месте Секретного дома):

Это Стрелка Васильевского острова - место, где Нева разделяется на два больших рукава. Получается Нева (идет влево) и Малая Нева (вправо, откуда плывет Метеор):

Исаакиевский собор. Увы, верхушка находится на реставрации. На переднем плане - Адмиралтейство и Дворцовый мост:

Вот этот же вид, но уже снятый телеобъективом. Здесь можно увидеть лестницу, по которой экскурсанты поднимаются на смотровую площадку Исаакиевского собора. Увы, в этот раз я до нее не добрался (но обещаю исправиться):

Одна из знаменитых Ростральных колонн. Интересно, что на самом верху находятся газовые горелки, которые зажигают по праздникам. В одной из следующих статей я покажу вам горелку совсем близко, а пока посмотрите на Ростральную колонну издали:

По Неве то и дело проплывают корабли, внося разнообразие в пейзаж:

На этой фотографии виден стадион на Крестовском острове. Его никак не достроят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Справа - будущий небоскреб - Лахта-центр. Когда его выстроят до конца - получится самое высокое здание в Европе высотой около 460 метров:

Вот еще несколько фотографий вечернего Санкт-Петербурга:

А вот орудия, из которых производят знаменитый полуденный выстрел. Эта традиция очень старая. В 1865 году ровно в полдень 6 (18) февраля был произведен первый полуденный выстрел в Петербурге. Причем вначале сигнальная пушка была установлена во дворе адмиралтейства. В 1872 году ее перенесли в Петропавловскую крепость.

Вообще, самые первые полуденные выстрелы были произведены в Севастополе и Николаеве еще в 1819 году. Их целью было вовсе не расшугать ворон, как может показаться, а подать четкий сигнал, по которому сверялись часы на кораблях и в адмиралтействе.

Право произвести полуденный выстрел иногда предоставляется особо почетным гостям города. Поскольку мне до такого статуса еще очень далеко, приходится ограничиваться простым созерцанием двух пушек.

Спуск со смотровой площадки Петропавловского собора

Находиться здесь можно очень долго. Вообще было бы интересно подняться сюда несколько раз - ночью, утром, днем, при разной погоде. При всей неизменности пейзажа картинки каждый раз будут по-своему интересны. Но вот наступил момент, когда надо было подумывать об обратном пути. Ведь надо было еще успеть посетить сам Петропавловский собор (зря что ли я билет покупал).

Сложив в рюкзак свою амуницию начинаю осторожный спуск. Почему осторожный? Это просто. Помните, я писал о каменных накладках на каждой ступеньке? Эти отполированные многими подошвами плиты очень коварны:

Стоит зазеваться и поскользнуться... в лучшем случае - пара сломаных рук. В худшем - волшебный полет, судьбоносная встреча с карильоном и прощальный БОМММ! А ведь вокруг действительно интересно, хочется во время спуска поглазеть по сторонам. Так что лучше держаться за поручень, как в метро. И вообще, говорят, что высота "затягивает". Хоть здесь и есть перила, сетка, но все равно большое пространство под ногам рождает удивительное и неведомое доселе желание. Желание полететь:)

По пути все же удается подойти к окнам на более низких этажах и, хоть и через сетку, сделать интересные фотографии. Это купол самого Петропавловского собора. На заднем плане - улица Куйбышева.

Увы, подойти вплотную к сетке не получилось - проход закрыт. На всякий случай имейте в виду простое правило: чем ближе объектив к сетке, тем меньше ее заметно. Фотоаппарат фокусируется на дальнем плане, а сетка на переднем размывается и становится почти не видна.

Затем - небольшая выставка колоколов (которые запрещено трогать руками):

Постепенно спускаясь, мы попадаем на чердак колокольни, где находится музейная экспозиция. Увы, разглядывать ее долго просто не было времени:

Последний лестничный пролет, и мы попадаем ко входу в Петропавловский собор:

Здесь можно сразу выйти наружу или проследовать в собор. Я, естественно, выбрал второй вариант. У меня ведь был билет!

Однако, описание Петропавловского собора и фотографии из него я хотел бы дать в отдельной статье.

А сейчас, пришла пора прощаться и подводить некоторые итоги.

Вывод

Восхождение на смотровую площадку Петропавловского собора лично для меня стало самым ярким и интересным событием при посещении Петропавловской крепости. Безусловно, стоит отправляться наверх только в хорошую погоду. В сильный ветер и дождь, думаю, удовольствие будет несколько подмочено.

Если сами соберетесь туда, возьмите хороший фотоаппарат. Может быть, бинокль. Вид с высоты открывается превосходный.

Очень важно правильно выбрать время посещения. Бьющее прямо в глаза солнце во второй половине дня способно испортить впечатления от восхождения не хуже проливного дождя.

Если вы большой поклонник экскурсий, вам стоит купить билет и подняться с экскурсоводом. Подобные организованные восхождения происходят четырежды в день (увы, время не уточнил). Подъем с экскурсией имеет свои плюсы и минусы.

Плюс состоит в том, что вам необязательно платить за посещение Петропавловского собора 450 рублей. Экскурсия обойдется гораздо дешевле. Кроме того, вы послушаете речь экскурсовода, узнаете много нового и интересного.

Минус - вы будете толпиться, стоять в очереди к дырке в сетке, чтобы сделать удачные фотографии. Придется работать второпях, поэтому результат может быть далек от ожидаемого.

Если фотосъемка - главное, для чего вы поднимаетесь на смотровую площадку, то лучше идти самостоятельно. Получится немного дороже, зато можете находиться наверху сколько захотите и спокойно сделать все, что задумали.

Желаю вам удачных восхождений и приятных воспоминаний.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №72 (Любопытный Петербург, часть 5-я), февраль 2015 года

Петропавловский собор

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Особая благодарность Ольге Владимировне Скоробогатой, заведующей отделом по связям с общественностью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за неоценимую помощь в создании этого выпуска.

Дорогие друзья! Пятый выпуск серии «Любопытный Петербург» мы посвятили «сердцу» нашего города – Петропавловскому собору. Подготовить эту газету (как и предыдущий выпуск серии, посвящённый Заячьему острову) нам помогли сотрудники одного из крупнейших в России исторических музеев – Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его главный «экспонат» – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков – Петропавловская крепость.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».
Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год). «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь».

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.
1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».
В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

Петропавловский собор (в центре) и два из нескольких его прототипов – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь святого Петра в Риге (справа).

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

«Фасад деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла 1703 года», неизвестный художник. Иллюстрация из книги: Новосёлов С.К. Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб, 1857 г.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Одно из первых изображений колокольни Петропавловского собора. Фрагмент Панорамы Санкт-Петербурга. Гравюра Алексея Зубова, 1716 год.

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Ангел на шпиле Петропавловского собора. Рисунок Доменико Трезини, 1722 год. Таким был первый ангел, парящий над Санкт-Петербургом с 1724 по 1756 год.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).
В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.
Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.
В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

Иконостас Петропавловского собора.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.
Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.
В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Фигура Святого апостола Петра на иконостасе Петропавловского собора.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Место захоронения Петра I. На надгробии – памятные медали, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа», подаренная собору супругой императора Екатериной I в знак скорби по умершему мужу. Её могила – на переднем плане.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).
У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

«Большой пожар в городе Петербурге в 1737 году». Немецкая гравюра. В левой части гравюры – Петропавловский собор.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.
Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Вид на город сквозь циферблат башенных часов.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.
В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.
Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

XX век

Так выглядит «игральный механизм» курантов.

В 1906 году репертуар башенных часов Петропавловского собора пополнился государственным гимном Российской империи «Боже, царя храни», написанным композитором Алексеем Львовым. Куранты вызванивали гимн дважды – в полдень и в полночь, а каждые четверть часа исполняли «Коль славен…». Одновременно на русской звоннице (третий ярус колокольни, высота 42 метра от основания собора) установили 27 новых колоколов, отлитых на гатчинском заводе. Самый большой из них весил 4,8 тонны, в его подъёме участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости.

Бронзовый часовой колокол перед подъёмом на звонницу Петропавловского собора. Фото Карла Буллы – «отца российского фоторепортажа», 1905 год.

В 1897-1908 годах рядом с собором была построена Великокняжеская усыпальница (поскольку в самом соборе для захоронений уже не осталось места). Слово «усыпальница» связано с отношением к смерти как ко сну и переходу в другой мир. В христианском мире был широко распространён обычай хоронить представителей правящих династий в храмах. До XVIII века, когда столицей России была Москва, усыпальницей великих князей московских, а позднее – русских царей, служил Архангельский собор в Московском Кремле. С переносом столицы в Санкт-Петербург императорской усыпальницей стал Петропавловский собор. В Великокняжеской усыпальнице было решено хоронить только некоронованных членов императорской семьи – братьев, сестёр, детей и внуков императора. До начала Первой мировой войны туда успели перенести восемь захоронений из собора и похоронить ещё пять великих князей. Всего в усыпальнице 60 склепов. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор.

Великокняжеская усыпальница.

В 1900–1907 годах был устроен отдельный вход в Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, предназначенный для императорской семьи. Он был устроен при сооружении галереи, соединяющей собор и усыпальницу, по проекту Леонтия Бенуá. Он же был автором металлической ограды, установленной перед Царским подъездом со стороны Соборной площади. В качестве образца по личному указанию императора Николая II была выбрана знаменитая решётка Летнего сада. Художником Николаем Харламовым были созданы четыре мозаики, украсившие фасады Великокняжеской усыпальницы – образы Иверской, Казанской и Феодоровской Богоматери, а также образ Спаса Нерукотворного, расположенный над входом в галерею Великокняжеской усыпальницы. По рисунку художника Николая Брýни был выполнен витраж «Воскресение Христово».

Литография «Петропавловская крепость» из альбома «Петербург в 1921 году». Художник Мстислав Добужинский, 1923 год.

В сентябре 1917 года, ещё при Временном правительстве, из Петрограда в Москву был вывезен 31 ящик с имуществом собора: утварью, иконами, церковными облачениями, золотыми и серебряными венками, книгами. Многие ценности безвозвратно исчезли после прихода к власти большевиков. Ныне лишь отдельные предметы, хранившиеся в Петропавловском соборе, находятся в музейных собраниях Москвы (оружейная палата) и Петербурга (Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга). Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы было уничтожено, мраморные надгробные плиты разбиты.
Богослужения были прекращены, в 1919 году собор был закрыт, в 1922 году он был передан «Главнауке», а в 1926 году – Музею революции. Куранты и колокола Петропавловского собора надолго замолчали. Предпринятая в 1937 году попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1930-х годах даже рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели.
Хотя ещё в 1918 году собор был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры, здание не отапливалось и не ремонтировалось и к 1939 году его состояние стало «угрожающим для посещения трудящимися».
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. Несмотря на то, что шпиль был закрашен альпинистами серой корабельной краской, а Ангел закрыт мешковиной, колокольня была заметным ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Одна из бомб, разорвавшихся на территории крепости, осколками повредила шпиль собора, а циферблаты взрывной волной вынесло из гнёзд. Алтарный витраж Николая Брýни был выбит взрывной волной.

Колокольня Петропавловского собора, отмеченная на фотоснимке как мишень для фашистских пушек.

Восстановление разрушений, причинённых Великой Отечественной войной, растянулось на десятилетия. В 1954 году Петропавловский собор был передан Государственному музею истории Ленинграда (ныне – Музей истории Петербурга) в удручающем состоянии. С тех пор выполнен огромный объём работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора.
В 1957 году вновь заиграли куранты – на этот раз первые такты гимна Советского Союза. Часы пришлось почти полностью восстанавливать. Их завод автоматизировали, и механикам больше не приходилось ежедневно поднимать свинцовые гири на 30-метровую высоту. Русская звонница была восстановлена в 1988 году. В настоящее время она включает 22 колокола, на которых исполняются пасхальные звоны, концерты колокольной музыки и благовест перед службами в соборе.
Возобновилась прерванная традиция погребений в Великокняжеской усыпальнице: в 1992 году захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1998 году в Екатерининском приделе собора состоялось погребение обнаруженных вблизи Екатеринбурга останков императора Николая II, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лейб-медика Евгения Боткина и трёх слуг, расстрелянных большевиками вместе с царской семьёй.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.

Что читать об истории Петропавловского собора?>

История Петропавловской крепости. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2014, – 20 с.: ил.
Петропавловская крепость от А до Я. – СПб.: ГМИ СПб, 2011, – 72 с.: ил.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2007, – 160 с.: ил.
Символы Петербурга. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2004, – 20 с.: ил.