Индекс пенетрации что. Битум нефтяной дорожный вязкий (гост). Маркировка нефтяных дорожных битумов

Еще в древних временах. Такие столицы, как Вавилон или Ассирия использовали битум в виде строительного материала еще за 3 тыс. лет до н. э. Он отлично выполнял функцию цементирующего или водоизолирующего материала.

Данное вещество можно разделить не несколько групп, которые определяются на основании органического состава строительного материала. Что касается дегтевых битумов, то сюда можно отнести все виды дегтя и пеки. Так, они бывают дегтевыми и природными органическими.

К битумным можно отнести следующие:

  • Природный битум. Подобное вещество бывает в жидкой и твердообразной форме, состоящее большей мерой из органических веществ и их производных неметаллического типа. Такое вещество получается в результате природной обработки нефти окислительными полимерами. Главным образом, битум естественного происхождения находится в местах нефтяных рождений или образует специальные асфальтовые болота. К слову, такие породы встречаются редко, а в большинстве случаев они пронизывают так называемые осадочные горные породы;
  • Асфальтовый порошок. Битум – вещество, способное храниться в таких горных породах, как известняк. В дальнейшей обработке это вещество извлекается или используется как асфальтовый порошок;
  • Искусственный (нефтяной) битум. Материал, получаемый в результате переработки нефти. Технология, с помощью которой проводится обработка, выделяет следующие типы битумов: остаточные, окисленные, крекинговые;
  • Гудронный битум. Добывается путем отжима масляных фракций из мазута. Подобное вещество – отличное связующее и основа добычи любого вида битума.

Физико-механические особенности строительных битумов

Сферы использования

Конечно, битумы (как строительные материалы) получили крайне широкое распространение в гидротехническом, дорожном или промышленно-коммерческом строительстве. Сегодня они используются в виде кровельных материалов, способствуют коммерческому строительству и используются при дорожно-ремонтных работах.

Вяжущее органическое вещество отлично сочетается и взаимодействует с резиной или полимером, что позволяет только улучшить общее качество битумных изделий в соответствии с требованиями и нормами современного строительства.

На видео подготовка и использование дорожного битума марок БНД 90/130 и БНД 60/90:

Состав, строение и особенности материала

Средний состав битума варьируется в таком отношении элементов: 75-80% углеродов, 10-15% водорода, до 10% серы и до 5% кислорода. Твердая часть данного строительного материала — это углеводороды и их производные на молекулярном уровне. По своему строению данное вещество напоминает коллоидную систему, в которой асфальтены диспергированы в дисперсионной среде из масла и смолы.

Данные элементы, входящие в состав битумов, определяют также ряд свойств и характеристик, которыми обладает материал. К примеру, повышенный процент содержания асфальтенов и смолы влечет за собой увеличение твердости, плотности и температуры плавления.

В противном случае, то есть при повышенном уровне масел, битум размягчается и становится более легким и легкоплавким. Согласно ГОСТ 22245 90 , содержание масла и смолы в битуме должно быть средним и уравновешенным, иначе он приобретет излишнюю пластичность и вязкость.

Степень вязкости битума напрямую зависит от степени нагревания. Увеличение температуры приведет к увеличению вязкости, а ее уменьшение сделает материал более твердым. При нулевой или минусовой температуре битум становится достаточно хрупким материалом.

Битум также обладает еще одним важным свойством: он не растворяется в воде, но полностью или частично растворяется в кислотных веществах, вроде хлороформа, бензола или сероуглероде, имеет невысокую теплоемкость. Согласно сертификату соответствия, битум должен обладать плотностью, которая находится в пределах 1,5 г/см куб. Но при расчете общей массы битума, вес 1 литра будет рассчитываться через плотность 1 кг/м куб.

Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов. Гидрофобность и растворимость в большей части современных растворителей, размягчение и увеличение вязкости при постепенном нагревании, пластичность и адгезия – всеми этими свойствами должен обладать качественный битум.

Что такое индекс пенетрации

Пенетрация — это показатель, который характеризует свойства битумов в твердом виде. Иными словами, это глубина, на которую проникает игла при температуре битума в 25 градусов. Для определения данного коэффициента используется специальный прибор Пенетрометр.

Процесс измерения подразумевает замер глубины проникновения калиброванной иглы с учетом заданного промежутка времени и постоянной нагрузкой. Такой замер производится в заданной температуре битума и рассчитывает глубину погружения иглы, что измеряется в отношении 1 к 10 мм. Среди трех подобных измерений выбирается среднее, которое и является индексом пенетрации.

Таблица сравнительных характеристик строительных марок битума

Таблица сравнительных характеристик кровельных марок битума

Стоит упомянуть еще один качественный показатель, который отлично характеризует битум как дорожный (жидкий или вязкий), строительный изоляционный и кровельный — это удельный и объемный вес. Согласно всем технологическим и строительным стандартам, удельный вес битума должен составлять не более 1 г/см. куб. при его температуре кипения. Все эти показатели обязательно указываются в паспорте продукта.

Какой класс опасности имеет битум

Основная проблема, возникающая при , — это необходимость его транспортировки в жидком виде при соответствующей температуре. Поскольку температура в цистерне должна быть свыше, чем 100 градусов, но ниже, чем температура возгорания, то битуму придают 9 класс опасности, который называют «Жидкость при повышенной температуре. Легковоспламеняющаяся». Данное вещество имеет высокую теплоемкость, поэтому к его транспортировке надо подходить с большой внимательностью.

В заключение

— это высококачественное связующее вещество, которое широко используется в строительстве. Данное вещество подойдет для различных типов работ. Транспортировка битума — довольно трудоемкий процесс, который требует не только наличия специальных цистерн, но и технического паспорта.

Не стоит также забывать, что битум — вещество на органической основе, которое имеет свой собственный срок годности, равный 1 календарному году. В связи с некоторыми сложностями при транспортировке, ему вполне можно поставить 4, хотя данный материал попросту незаменим в строительстве.

Еще несколько слов о строительном битуме:

Назначение

БНД широко применяется в качестве вяжущего состава в дорожно-строительной отрасли, а также используется при ремонте автомобильных дорог.

Доставка:

  • Самовывоз
  • Нашей службой логистики
  • Транспортной компанией
    (по России и СНГ)
  • Безналичным переводом
  • На карту нашей компании
  • Наличными

Характеристики

Производители классифицируют марки дорожных битумов по нескольким показателям:

  • глубина проникания иглы;
  • растяжимость;
  • температура размягчения.

Существует две основные разновидности битумов: вязкие и жидкие. Их различия заключаются не только в свойствах и эксплуатационных характеристиках, но и в разных технологиях производства.

Обычно жидкие дорожные битумы используются для увеличения сроков эксплуатации дорог. Их составы образуются путем смешивания вязких основ с разжижителями в соответствующих пропорциях, предусмотренных ГОСТом. БНД такого типа содержат высокосернистые дистиллятные фракции.

Вязкие марки нефтяных битумов применяются при строительстве или ремонте дорожного полотна. Они воспламеняются при температурах свыше 368 °C.

Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД (ГОСТ 22245-90)

Наименование показателя 200/300 130/200 90/130 60/90 40/60

при 25°С 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60
при 0°С 45 35 28 20
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже: 35 39 43 47 51
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С - 65 60 50 40
при 0°С 20 6 4,2 3,5 -
Температура хрупкости, °С, не выше: -20 -18 -17 -15 -10
Температура вспышки, °С, не ниже: 200 220 220 220 220
Сцепление с мрамором или песком Выдерживает по контрольному образцу №2
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более: 8 7 6 6 6
Индекс пенетрации: +1 - -1 -1 -1
0,2 0,3 0,3 0,3

Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН (ГОСТ 6617-76)

Наименование показателя 200/300 130/200 90/130 60/90
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:
при 25°С: 201-300 131-200 91-130 61-90
при 0°С: - - - -
Температура, °С:
размягчения, не ниже 33 37 40 45
то же после прогрева, не выше: - - - -
хрупкости, не выше: 8 7 6 6
вспышки, не ниже: 200 220 220 220
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С: - 70 60 50
при 0°С: - - - -
Испытание на сцепление с мрамором или песком: выдерживает по контрольному образцу №2
Содержание водорастворимых соединений, %, не более: - - - -
Индекс пенетрации: +1 - -1,5 -1,5

Дорожный битум от компании «ТрансГазРемонт»

Продажа БНД ведется партиями от 200 кг. Цена определяется характеристиками продукта и условиями поставщика. У нас вы также можете купить и другие строительные материалы для ремонта дорог.

Вся продукция поставляется с маркировкой и сопроводительными документами, отражающими основные характеристики товара.

Воспользуйтесь услугами доставки к строительному объекту.

Битумы дорожные в основном используются для строительства и ремонта дорожных и аэродромных покрытий. Нефтяные дорожные битумы делятся на вязкие и жидкие.

Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные) и БН (битумы нефтяные).

Вязкие нефтяные дорожные битумы вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; нефтяные (БН) - четырех марок: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т.д. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25 °С, косвенно характеризующие вязкость битума. Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245-90.

Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.п.

Свойства дорожного битума обуслов­лены особенностями его состава и струк­туры. Главными показателями этого ма­териала является вязкость, пластич­ность и теплостойкость. Эти показатели взаимосвязаны. С увеличением содержа­ния масел, повышением температуры и длительности воздействия нагрузок по­нижается вязкость и возрастает пластич­ность. Смолы обусловливают вяжущие свойства битумов и дегтей, придают им пластичность, увеличивают клеящую способность. Асфальтены в битумах и свободный углерод в дегтях повышают температуру размягчения и твердость.

Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и О °С.

Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД

Наименование показателя
при 25°С 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60
при 0°С 45 35 28 20
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже: 35 39 43 47 51
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С - 65 60 50 40
при 0°С 20 6 4,2 3,5 -
Температура хрупкости, °С, не выше: -20 -18 -17 -15 -10
Температура вспышки, °С, не ниже: 200 220 220 220 220
Сцепление с мрамором или песком Выдерживает по контрольному образцу №2
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более: 8 7 6 6 6
Индекс пенетрации: +1 - -1 -1 -1
0,2 0,3 0,3 0,3

Битум БНД 200/300 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с холодным климатом,а также для приготовления теплых асфальтобетонных и битумоминеральных щебеночных гравийных смесей.

Битум БНД 130/200 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с умеренным климатом, для пропитки щебеночных покрытий в районах с холодным и умеренным климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с холодным климатом.

Битум БНД 60/90 применяется для пропитки дорожных щебеночных покрытий в районах с теплым климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с теплым климатом.

Битум БНД 40/60 применяется для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с летними температурами >30°C.

Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН

Наименование показателя
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:
при 25°С: 201-300 131-200 91-130 61-90
при 0°С: - - - -
Температура, °С:
размягчения, не ниже 33 37 40 45
то же после прогрева, не выше: - - - -
хрупкости, не выше: 8 7 6 6
вспышки, не ниже: 200 220 220 220
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С: - 70 60 50
при 0°С: - - - -
Испытание на сцепление с мрамором или песком: выдерживает по контрольному образцу №2
Содержание водорастворимых соединений, %, не более: - - - -
Индекс пенетрации: +1 - -1,5 -1,5

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Издание официальное

Стандарти нформ 2009

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЖИДКИЕ

Технические условия

Road petroleum liquid bitumens.

МКС 75.140 ОКП 02 5611 0000

Дата введения 01.01.84

Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 2.2 (таблица, и. 4) и и. 4.2. (Измененная редакция, Изм. № 2).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:

Густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;

Медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ) и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.

1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов:

СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;

МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;

МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.

1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.

Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:

Температура начала кипения, °С, не ниже................ 145 -

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше........... 215 280

96 % перегоняется при температуре, °С, не выше........... 300 360

В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

© ИПК Издательство стандартов, 1982 © СТАНДАРТИНФОРМ, 2009

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Норма для марки

Продолжение

Норма для марки

Наименование показателя

испытания

1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с

По ГОСТ 11503, с дополнением по п. 5.3 настоящего стандарта

2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

По ГОСТ 11504

3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

По ГОСТ 11506

4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

По ГОСТ 4333

5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2

По ГОСТ 11508 и п. 5.2 настоящего стандарта

Примечания:

1. (Исключено, Изм. № 1).

2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Жидкие битумы - горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С.

3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.

Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.

3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.

3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.

При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:

от 70 °С до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70;

» 80 °С » 90 °С » СГ 70/130; МГ 70/130;

» 90 °С » 100 °С » СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.

3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индиви

дуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг.

5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ - методом Б.

Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами - с мрамором.

5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2 °С-3 °С выше температуры испытаний.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510.

По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433.

Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ - 6 мес; класса МГ - 8 мес; класса МГО - 1 год.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 № 3367

Изменение № 2 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94)

Наименование государства

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузстандарт

Республика Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации

(протокол № 17 от 22.06.2000) За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главгосинспекция «Туркменстандартлары»

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госпотребстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 11955-74

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 1510-84

ГОСТ 2517-85

ГОСТ 4333-87

ГОСТ 11503-74

ГОСТ 11504-73

ГОСТ 11506-73

ГОСТ 11508-74

ГОСТ 19433-88

ГОСТ 22245-90

5 Ограничение срока действия снято по протоколу

№ 3-93 Межгосударственного совета по стандар-

тизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2009 г.) с Изменениями № 1,2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., августе 1995 г., октябре 2000 г. (ИУС 4-88, 10-95, 12-2000), Поправкой (ИУС 1-2006)

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор Н. С. Гришанова Корректор А. С. Черноусова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Подписано в печать 15.12.2009. Формат 60 х 84 1 /%. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл.печ.л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,55. Тираж 69 экз. Зак. 762.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4.

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» - тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ

Технические условия

ГОСТ
22245-90

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СССР

1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.

1.2. Характеристики

1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов в дорожном строительстве — в соответствии с приложением 1.

Наименование
показателя

Норма для битума
марки

ОКП 02 5612 0113

ОКП 02 5612 0112

ОКП 02 5612 0111

ОКП 02 5612 0203

ОКП 02 5612 0202

Глубина
проникания иглы, 0,1 мм:

По ГОСТ 11501

при 25 °С

при 0 °С,
не менее

Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

По ГОСТ 11506

Растяжимость, см, не менее

По ГОСТ 11505

при 25 °С

при 0 °С

Температура хрупкости, °С, не выше

По ГОСТ 11507

Температура вспышки, °С, не ниже

По ГОСТ 4333

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более

По ГОСТ 18180

По ГОСТ 11506

Индекс
пенетрации

От -1,0 до +1,0

От -1,5 до + 1,0

По приложению 2

1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1

1.2.3. Требования безопасности

1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С.

1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 — в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84.

1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй.

1.3. Требования охраны природы

1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.

1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.

2. ПРИЕМКА

2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями.

Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.

2.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

2.4. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки — не реже одного раза в месяц.

2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Пробы вязких дорожных битумов — по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг.

3.2. Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме

3.3. Изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180.

4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов — по ГОСТ 1510.

4.2. Вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133).

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2 по ГОСТ 11508-74 методом А.

5.2. Гарантийный срок хранения битумов — один год со дня изготовления.

Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных
битумов марок БН

Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных
битумов марок БН