Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации. Учебник: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Избирательное право и избирательный процесс в рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Избирательное право и избирательный процесс в Российской федер а ции

Введение

избирательный агитация кандидат выборы

Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой представительной демократии и является проведение периодических и свободных выборов.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, главным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответствено суверенного народа. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти как в субъектах Российской Федерации так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных актов.

Неотемлемой частью демократической, республиканской системы является избирательный процесс как способ средство формирования штата государственных служащих посредствам волеизьявления граждан, всенородных выборов. Данная система процедур и действий является, выполненная с соблюдением всех правил и предписаний, гарантом самостаятельности и суверенитета народа, его свободы.

В современный период, в условиях нарастающего общественного недоверия ко всем институтам власти все большую актуальность приобретает задача сама проблемма изучения даного вопроса. У многих людец, неосведомлённых в данной теме, возникает нежеланиеучаствовать в управление государством, то есть в управление самим собой, что пагубно не только для него, но и для всех членов общества. Моя задача в этой работе: детально рассмотреть данное политико-правовое действо, совокупность процедур, называемою «избирательным процессом». В своеё работе я постараюсь максимально раскрыть эту тему, для чего мной будет использован огромный пласт накопившейся информации - монографии, переодические издания и учебная литература. Надеюсь, мой труд будет способствовать укреплению доверия граждан к избирательной системе, избирательному процессу, да и к государственой власти в целогм.

1. Понятие избирательного процесса и его стадий

1 . 1 Понятие избирательного процесса

«Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии…, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования».

Совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права и представляет собой избирательное право .

Особенностью избирательного права является высокий удельный вес процессуальных норм (тесно связанных с материально - правовыми нормами), устанавливающих порядок, процедуру и реализацию избирательных прав граждан. Эти нормы урегулировают все стадии избирательного процесса .

Попытки создать законодательные акты, упорядочивающие только избирательный процесс, ведут к разрыву системности правового регулирования выборов.

Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют политико - правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как форма реализации субъективного политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти.

Существенным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и общества, определяет смысл современного избирательного процесса.

Представляется оправданным введение и использование в научном, законотворческом, правоприменительном словаре наряду с понятием «организация и проведение выборов» нового понятия «избирательный процесс», понимаемого как технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур. Понятие «избирательный процесс» является по своему содержанию и объему более широким и включает, наряду с организационно-технологическими и информационно-финансовыми аспектами, некоторые новые аспекты, отражающие современные социально-политические условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампаниикак основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Новое в современном избирательном процессе и избирательном праве состоит не только в содержании материальных, процедурных и процессуальных норм и юридических институтов, но и в понимании политико-правовой природы избирательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. Избирательный процесс в этом смысле - не только и не столько преимущественно административный технологический процесс, сколько публичное политическое действо, в рамках которого разворачивается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных, а также выборных институтов власти и управления, реализуется законное право суверенитета народа и республиканской формы правления.

В современных условиях понятие «избирательный процесс» существенно обогащено за счет формирования совокупности вспомогательных элементов: во-первых, активной законотворческой деятельностью, а также деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, направленной на совершенствование, гармонизацию и систематизацию федерального и регионального избирательного законодательства, унификацию юридических форм и методов осуществления избирательных действий и процедур, обеспечение и защиту конституционных избирательных прав граждан; во-вторых, разработки, принятия и реализации мероприятий федеральной и региональных целевых программ повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессионализации деятельности избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса; в-третьих, организации избирательного процесса на началах политической состязательности, прозрачности избирательных действий и процедур.

Конституционные принципы организации избирательного процесса как руководящие и направляющие начала организации и проведения выборов в рамках соответствующей избирательной системы нацелены, в частности, на обеспечение конституционного равноправия граждан и их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, представительного характера законодательного органа государственной власти, проведение выборов на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и сроки, установленные конституцией и законами.

Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется в широком и узком значении и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного раскрытия (развертывания) в виде последовательности стадий избирательного процесса. Термин «избирательный процесс» поглощает содержание термина «избирательная кампания"» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, т.к. связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле «избирательный процесс» как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Демократический избирательный процесс - это часть политического процесса и режима, установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии, образующих социально-политическую и социокультурную инфраструктуру реализации избирательных прав граждан. Кроме того, до начала конкретной избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и процедур, благодаря которым избирательный процесс является не только юридической техникой организации голосования, но и институтом, обеспечивающим политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти.

1.2 Понятие стадий избирательного процесса

Наряду с общем логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 3) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование; 8) проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов и должностных лиц вместо выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного процесса.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного процесса в том или ином объеме своих функциональных характеристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса.

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных и процедур в рамках стадий избирательного процесса избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение. С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса.

Наряду с технологическими компонентами (сроки, финансирование и др.) собственно структурными элементами основных стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры и избирательные действия. Избирательные процедуры - это конкретный порядок совершения (выполнения) предусмотренных избирательным законодательством совокупности действий, принятия соответствующими избирательными комиссиями решений, которые обеспечивают реализацию избирательных прав участников выборов на соответствующих стадиях избирательного процесса.

Избирательные действия по характеру своего включения в структуры избирательной процедуры и стадии избирательного процесса являются их первичной организационно-правовой клеточкой, обеспечивая в ходе выборов их динамичное развертывание и завершение. В избирательном законодательстве в рамках большинства стадий избирательного процесса закрепляются как требования (критерии) для совершения избирательных действий, так и определенные организационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных избирательных процедур, которые с учетом соблюдения соответствующих сроков их выполнения в совокупности обеспечивают функциональную завершенность соответствующей стадии избирательного процесса, переход от одной стадии к другой, вплоть до последней - определения и опубликования результатов выборов. Обязательные и (или) факультативные избирательные процедуры, а также их сочетание на различных стадиях избирательного процесса закрепляются по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультативная избирательная процедура может стать обязательной (основной). Требования (критерии), предъявляемые к структурным элементам стадии избирательного процесса, выражаются в необходимости соблюдения как сроков совершения избирательных действий, выполнения избирательных процедур и продолжительности стадии избирательного процесса, так и определенных количественных соотношений (пропорций) показателей избирательного процесса, предусмотренных законом. При невыполнении основного процедурного варианта в действие вводится дополнительный (факультативный) процедурный вариант, обеспечивающий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные законом сроки, при этом выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и избирательные процедуры являются незаконными.

Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующим, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и соблюдении предусмотренных законом сроков и правил их осуществления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются юридически ничтожными, не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий.

2. Стадии избирательного процесса

2. 1 Назначение выборов

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» особо подчеркнут обязательный характер назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при отсутствии закона субъекта Российской Федерации о выборах, закреплен унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения выборов.

Во-первых, выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Во-вторых, выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).

Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «а» ст. 84, ч. 2 ст. 96), Федеральным законом от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы назначает Президент и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня ее роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом, сокращаются на четверть. В случае если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы (ст. 4).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «д» ст. 102) и Федеральным законом от 17 мая 1995 года «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента назначает Совет Федерации как верхняя палата федерального парламента и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент, при этом исчисление конституционного срока, на который он был избран, начинается со дня его избрания; срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом; в этом случае сроки избирательных действий, установленные федеральным законом, сокращаются на четверть. В случае если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности (ст. 4).

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях «рамочного» федерального избирательного законодательства, тем не менее по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

Порядок назначения общих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривает предоставление права их первоначального назначения главе исполнительной власти (Свердловская область) либо законодательному (представительному) органу государственной власти (Тамбовская область). При этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В случае если общие выборы не назначены представительным органом в установленный законом срок, то назначить их вправе глава администрации (в Рязанской области закреплено, что в случае непринятия областной Думой соответствующего решения глава администрации не позднее чем за 100 дней до истечения срока ее полномочий принимает решение о назначении выборов; в Омской области выборы назначаются главой администрации по представлению Избирательной комиссии области) или комиссия субъекта Российской Федерации (Тамбовская область).

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года №55 - ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий, а голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Тем субъектам Российской Федерации, которые наделили переходящими полномочиями по назначению выборов глав администраций, придется вносить в свои законодательные акты необходимые изменения и дополнения, т.к. названный Федеральный закон однозначно передал право назначения первоначальных и досрочных выборов в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки и в соответствии с установленном порядком, соответствующим избирательным комиссиям.

Избирательная комиссия назначает выборы на первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов либо, соответственно не позднее чем на 180 день со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов.

Федеральным законом предусмотрен случай когда и избирательная комиссия не назначит выборы или она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законодательством. В этом случае выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора.

Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального уровней, что в ряде случаев обусловлено неразвитостью или противоречивостью правовой основы организации системы местного самоуправления, особенностями порядка назначения и проведения муниципальных выборов. В основном используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка назначения муниципальных выборов.

В законах закрепляется централизованный, децентрализованный и смешанный порядок назначения выборов. Так, в рамках централизованного порядка ряд элементов организации избирательного процесса носит сквозной, обслуживающий (технологический) характер - выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования назначаются региональным законодательным органом государственной власти не позднее трех месяцев до окончания срока полномочий действующих органов местного самоуправления (Тамбовская область, Республика Саха).

В рамках децентрализованного порядка выборы как представительного органа, так и главы муниципального образования и иных должностных лиц местного самоуправления назначает сам представительный орган местного самоуправления не позднее чем за определенное количество дней до дня проведения выборов или же срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.

Норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона, обязывающая официально публиковать решения о назначении выборов, не учитывает специфику жизни небольших муниципальных образований (сельсовет, волость, поссовет и т.п.), местные органы самоуправления которых не имеют собственных печатных изданий, а большинство жителей в современных условиях не выписывают газет. Поэтому последнее предложение пункта 1 следует изложить, примерно, в следующей редакции: «Указанное решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации или доводится до сведений избирателей иным путем (листовки, плакаты, объявления, извещения и т.д.) не позднее, чем за 5 дней после его принятия».

Следует отметить, что в действующем Федеральном законе в отличие от ранее действовавшего имеются нормы, запрещающие изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов, избранных должностных лиц или депутатов, а также предусматривающие обязательность проведения выборов и регламентирующие порядок их назначения (статьи 8 - 10). В связи с этим вызывает недоумение отсутствие должной реакции органов прокуратуры на решение законодательных органов Белгородской области и города Москвы на перенос сроков соответственно главы администрации области и мэра города с декабря 1999 года на май 1999 года и июня 2000 года на декабрь 1999 года.

2 . 2 Составление списков избирателей

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы. Однако, если пункт 8 статьи 4 федерального закона предоставляет в соответствии с международными договорами и соответствующими Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех условиях, что и граждане Российской Федерации, то пункт 4 статьи 18 данного закона обязывает включать в списки избирателей на местных выборах иностранных граждан, постоянно или преимущественнопроживающих на территории соответствующего муниципального образования, а значит предоставлять им активное избирательное право. Неуместно, на мой взгляд, и ссылка в приведенных выше нормах на законы субъектов Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав граждан относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии - окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.

Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата и причина исключения гражданина из списка. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

2. 3 Образование избирательных округов и избирательных участков

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно - территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно - территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно - территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в установленный законом срок, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва. Однако данная норма не учитывает случаев, когда выборы представительного органа прежнего созыва проводились или могли проводиться по округам, образованным по нормам, противоречащим действующему Федеральному закону. Возможное же изменение численного состава вновь избираемого представительного органа превращает данную норму в полнейшую бессмысленность. Более логично было бы, по-моему, предоставить в этом случае право утверждать схему избирательных округов соответствующей территориальной избирательной комиссии.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 года в Российской Федерации при проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Жесткое требование данной нормы о примерном равенстве избирателей в многомандатном избирательном округе в расчете на один мандат с допустимым отклонением от средней нормы представительства на 10, а в труднодоступных и отдаленных местностях - на 15 процентов зачастую невыполнимо при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Для ее выполнения некоторым сельсоветам приходится вносить в уставы изменения, в части определения численного состава представительного органа. С другой стороны, эта норма предполагает (а практика ее выполнения подтверждает необходимость) образования разных по числу мандатов избирательных округов при проведении выборов в один и тот же представительный орган. Наделяя избирателей неравным голосом, закон противоречит основному принципу избирательного права - равному избирательному праву. И речь здесь должна идти не о количестве избирателей на один мандат, а о праве избирателя отдать свой голос за определенное (равное) число кандидатов. Указанные требования могут не применяется при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 30 процентов;

избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении этих требований учитывается административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.

Целесообразность данной нормы представляется весьма сомнительной. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления во многих регионах страны проводятся, как правило, по многомандатным избирательным округам. В Тамбовской области 353 муниципальных образования. В декабре 1995 года всего в представительные органы 320 таких муниципальных образований как сельсовет, поссовет избрано 2334 депутата (в среднем - 7 депутатов). Свыше 280 представительных органов таких муниципальных образований избирались по единому многомандатному округу, включавшему в себя всю территорию соответствующего сельсовета или поссовета. Это в основном 7-9 мандатный округ.

Проведение выборов по данной схеме многомандатных округов оправдано как организационно (в маленьком сельсовете 10 кандидатов на семимандатный округ набирается, а 14 кандидатов на семь одномандатных округов - далеко не всегда), так и экономически (меньше финансовых и иных материальных затрат на многочисленные окружные избирательные комиссии).

Так что в нынешнем виде данная норма-ограничение абсолютно не учитывает многообразную специфику местных выборов в малочисленных по населению сельских муниципальных образованиях (в сельсоветах, волостях и т.п.) многих регионов России где выборы без каких-либо нарушений закона и затруднений для избирателей могут проводиться по многомандатным избирательным округам с большим числом мандатов.

Необходимо изменить редакцию этой нормы и предоставить право установления предельного количества мандатов в многомандатном избирательном округе при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления субъектам Российской Федерации в лице их законодательных органов.

Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах.

В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного органа и устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу муниципального образования. Данная норма не уточняет также главой какого муниципального образования образуются участки. В этой связи заслуживает внимание опыт советского избирательного законодательства. Так, статьей 16 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической республики «О выборах в Верховный Совет РСФСР» установлено, что избирательные участки образуются исполнительными комитетами районных, городских (кроме городов районного значения), районных в городах Советов народных депутатов.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

2. 4 Форм ирование избирательных комиссий

В ряде учебников процесс формирования избирательных комиссий вынесен за рамки избирательного процесса. Если в отношении порядка формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с этим в какой то мере можно согласиться т.к. названные комиссии являются постоянно действующими государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, а также юридическими лицами, сроки формирования которых не привязаны к срокам проведения каких бы то ни было избирательных кампаний (п. 11 ст. 21, п. 1 ст. 22, п. 10 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), то в отношении порядка формирования территориальных, окружных и участковых комиссий с этим согласиться нельзя, поскольку действующим законодательством о выборах четко определено, что территориальные окружные и участковые избирательные комиссии образуются не позднее определенного срока до дня выборов.

Итак, в основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: 5 назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы (при этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе не может быть назначено более одного представителя); 5 назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5 Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации претерпел существенные изменения в ходе совершенствования избирательной системы в Российской Федерации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 г.) формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществлялось законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Однако норма, согласно которой не менее половины членов комиссии назначались законодательным органом, привела к тому, что на практике нарушался один из основополагающих принципов формирования комиссий - паритетная основа. В ряде регионов избирательные комиссии на две трети состояли из членов, назначенных законодательным органом, что подрывало принцип независимости комиссии.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (1997 г.) указанное противоречие устранено: согласно статье 23 формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется двумя ветвями государственной власти на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом половина членов комиссии назначается законодательным (представительным) органом, а другая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что Федеральный закон 1997 года содержит принципиально новые нормы и положения, существенно влияющие на процесс формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Прежде всего, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, имеющих депутатские фракции в Государственной Думе, а также на основе предложений избирательных объединений, имеющих депутатские фракции в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. При этом в комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений.

Подобные документы

    Принципы избирательного процесса в Российской Федерации. Проблемы проведения выборов в регионах в соответствии с общемировой практикой. Организационные модели избирательного процесса в регионе. Информатизация и влияние СМИ на избирательный процесс.

    контрольная работа , добавлен 30.05.2012

    Законодательные основы предвыборной агитации в Российской Федерации. Понятие и сущность предвыборной агитации. Особенности проведения листовочной кампании и рекламы в интернет. Эффективные технологии, способные привести к победе в избирательной кампании.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    Характерные черты очередных (основных) и внеочередных выборов. Особенности выборов при различных политических режимах. Отличия активного и пассивного избирательного права. Правила организации выборов. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Порядок назначения и проведения внеочередных выборов президента Республики Казахстан (апрель, 2011 г.). Сбор подписей и регистрация кандидатов. Агитационные кампании Назарбаева, Ахметбекова, Елеусизова, Касымова. День голосования, анализ его результатов.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Понятие и формы средств массовой информации. Правовая основа участия СМИ в выборах. Понятие и формы предвыборной агитации, условия ее проведения. Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации. Интернет как СМИ.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Сущность и генезис избирательного права, этапы его становления и развития, значение в современном обществе. Классификация и типы избирательных систем, их анализ, сравнительная характеристика, условия применения и оценка эффективности, преимущества.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2014

    Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества. Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее основные стадии и типы. Проблемы современного избирательного процесса. Нормативные источники, регулирующие выборы.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2009

    Общие условия информирования избирателей. Понятие, формы и условия ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации. Особенности участия отдельных организаций сми в избирательных кампаниях. Принципы информационного обеспечения выборов.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Выборы как процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление граждан путем голосования. Социальные функции, виды выборов. Основные демократические принципы избирательного права. Избирательная система как главный регулятор выборов.

    реферат , добавлен 28.03.2010

    Избирательный процесс и избирательная кампания. Анализ предвыборной ситуации. Стратегия избирательной кампании. Адресные группы. Создание имиджа кандидата. Тактические технологии в избирательных кампаниях. Пропорциональная избирательная система.

Избирательное право является одним из ведущих конституционных институтов России, поскольку оно непосредственно связано с таким принципом конституционного строя, как народовластие, высшей и наиболее регулярно реализуемой формой которого являются свободные выборы.

Выборы представляют собой процедуру формирования государственного (муниципального) органа или наделения полномочиями должностного лица, которая осуществляется на основе норм права с обязательным соблюдением принципа состязательности.

Одновременно выборы ПОЗВОЛЯЮТ гражданину конкретизировать свой политический правовой статус, участвуя таким образом в управлении делами государства.^ этой связи принят специальный Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). Следует отметить, что это третья попытка (после 1994 и 1997 годов, когда принимались законы о гарантиях избирательных прав) формализовать наиболее адекватную систему гарантий прав российских граждан, связанных с реализацией непосредственного народовластия.

Выборы проводятся на территории всей России (например, выборы Президента РФ), на уровне субъекта РФ (например, выборы депутатов законодательного (представительного) органа конкретного субъекта РФ), на муниципальном уровне (например, выборы депутатов представительного органа муниципального образования). Выборы проводятся в очередном (по истечении легислатуры (срока полномочий) избираемого органа) и во внеочередном порядках; предусматривается проведение повторных (когда невозможно"объективно определить волеизъявление избирателей) и дополнительных (когда осуществляются довыборы в представительный орган по определенному округу, если депутат, например, перешел на государственную службу) выборов.

Избирательное право понимается в двух смыслах: объективном (совокупность норм, регулирующих отношения по поводу выборов) и субъективном (правовой статус участников выборов) смыслах. Субъективное избирательное право, в свою очередь, бывает активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным).

Объективное избирательное право объединяет нормы, регулирующие отношения в сфере выборов на федеральном, региональном и местном уровнях в соответствии с конституционными требованиями. Причем федеральное законодательство устанавливает принципы организации и проведения выборов на всех уровнях. В числе таких актов, например, Федеральные законы: от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской

Федерации»; от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

устойчивость и легитимность выборов обеспечиваются путем реализации ряда принципов избирательного права. К числу конституционных принципов относятся всеобщее (все дееспособные граждане России, достигшие 18-летнего возраста, вправе избирать, а по достижении 21 года и 35 лет могут быть избранными соответственно депутатом Государственной Думы и Президентом РФ); равное (все избиратели, как и все избираемые, имеют одинаковый правовой статус); прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно за кандидата) при тайном голосовании (никто не вправе влиять на непосредственное волеизъявление избирателя, для чего предусмотрены определенные механизмы).

Федеральные законы о выборах устанавливают и дополнительные принципы, среди которых добровольность участия в выборах (никто не может быть принужден к участию в выборах); законность (все отношения в сфере выборов урегулированы в нормативном порядке); гласность (широкое освещение избирательной кампании и обязательное опубликование результатов выборов в СМИ, гласность в деятельности избирательных комиссий, а также использование ГАС «Выборы» как одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме); альтернативность (состязательность), например, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента РФ по решению Центральной избирательной комиссии РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий; обязательность выборов (еели, например, Совет Федерации в установленный срок не назначит выборы Президента РФ, то их проводит Центральная избирательная комиссия).

В нашей стране применяются два вида избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной избирательной системе на различных уровнях выборов применялись две ее разновидности: абсолютного большинства голосов, т.е. получение кандидатом более по ЛОВИНЫ голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос), и относительного большинства, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты (применяется во втором туре выборов). Например, половина состава депутатов Государственной Думы - 225 депутатов - избиралась по одномандатным избирательным округам.

Пропорциональная избирательная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. Такая система использовалась при выборах только половины состава Государственной Думы. При этом существовал определенный барьер, который необходимо было преодолеть, чтобы участвовать в распределении мандатов. В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы основаны только на пропорциональной системе. Таким образом, политическая партия стала опосредующим звеном в осуществлении права граждан быть избранными в Государственную Думу.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Эта деятельность упорядочена, устойчива, состоит из определенных стадий, расположенных в определенной последовательности. Соблюдение данных требований позволяет признать результаты выборов легитимными. _

Различные виды и уровни выборов в России имеют свою процессуальную специфику, однако представляется возможным обозначить базовые,?1Шщи: назначение выборов (например, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ); выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ (п. «а» ст. 84 Конституции РФ))і^{щр- ^ь?ршцтц^^і/р/іт^//ь^п7Іцц^дгтруутг,(дь^(установление избирательных округов - территориальных единиц, объединяющих граждан для избрания депутатов в представительные органы различных уровней; установление избирательных участков (территориальные единицы, объединяющие избирателей ‘ общим местом голосования); создание избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии;

муниципальные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии)); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация канди- датов (круг лиц, из которых будут избраны, например, Президент РФ, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ; регистрация может осуществляться, например, на основе подписных листов, путем внесения избирательного залога); агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и подведение итогов голосования (признание выборов состоявшимися, например, участие более 50% зарегистрированных избирателей при выборах главы государства, или не состоявшимися); определение результатов выборов; опубликование их ре- з^лъттюв.

Одним из условий проведения выборов является их финансирование. Используется сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов. Для этого формируются специальные избирательные фонды с учетом установленных законодательных правил.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; иностранным гражданам; лицам без гражданства; гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30%; международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30%; организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям; юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий, несут административную, уголовную, иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут в соответствии с федеральными законами уголовную ответственность.

Источник: М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. Правоведение: учебник. - 9-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс. - 413 с. - (Высшее образование).. 2009 {original}

Еще по теме 3.5. Избирательное право и избирательный процесс России:

  1. 1. Понятие выборов, избирательного права, избирательной системы, избирательного процесса
  2. Понятия «избирательное право» и «избирательная система»
  3. 4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии
  4. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ВЫБОРЫ Избирательное право. Свод законов США - Титул 42, глава 20 (Извлечения) (США)
  5. Тема 6. Формы непосредственной демократии. Выборы, референдум, плебисцит. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах
  6. Тема 10. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  7. 42. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ФРАНЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  8. 3. Понятие и принципы избирательного права. Избирательные системы
  9. 2. Выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

Понятие и виды избирательных систем.

Избирательный процесс: понятие и стадии.

Правовой статус субъектов избирательного процесса.

Система избирательных комиссий в РФ.

Назначение выборов как стадия избирательного процесса.

Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.

Условие и порядок проведения предвыборной агитации.

Финансирование выборов.

Избирательные споры: понятие, классификация, причины возникновения.

Порядок разрешения избирательных споров.

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды.

Избирательное право и избирательное законодательство.

Понятие, принципы, система избирательного права России

Термин «избирательное право» обычно употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право − это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований.

Такие нормы могут содержаться в указах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в актах центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов (например, в актах верховных избирательных трибуналов в ряде стран Латинской Америки). Более подробно мы рассмотрим источники избирательного права в отдельной теме учебного пособия.

В субъективном смысле избирательное право − это гарантированное конкретному гра-жданину право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местно-го самоуправления. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства (иностранцы в стране проживания, как правило, не голосуют), определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье). Но бывают и другие условия, которые будут рассмотрены ниже.

Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых, объективное избирательное право есть нормативная форма бытия субъек-тивных избирательных прав. В этом качестве объективное право выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объективного пра-ва устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений.


В-третьих, объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частно-сти, меры юридической ответственности). В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием законности поведения субъектов избирательных пра-воотношений.

Таким образом, избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих гарантированные государством конституционные права граждан изби-рать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 32 Конституции РФ «Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В данном контексте различают активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право − это право избирать. Оно напрямую зависит от достижения лицом установленного законом возраста. Это право реализуется путем го-лосования гражданина на выборах, референдумах либо во время кампании по отзыву избранного лица. Важнейшей предпосылкой его реализации является включение гражданина в список избирателей.

В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения выборов в округе, в котором расположено данное место жительства, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пассивное избирательное право − это право гражданина быть избранным в ор-ганы государственной власти и местного самоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, более ограничительный характер, который в основном связан с возрастными критериями и в некоторых случаях с дополнительными ограничениями. При этом ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку его проживания на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Определение избирательного права можно свести в результате к системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Система избирательного права включает общую и особенную части. Критерием их разграничения служит масштаб действия образующих их норм. Соответственно, общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня его реализации. Что же касается особенной части, то она охватывает правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых имеет обязательное значение только при проведении конкретных видов выборов.

В свою очередь и общая, и особенная части избирательного права включают отдельные правовые институты, под которыми можно понимать совокупность норм избирательного права, регулирующих обособленные в рамках единого предмета правового регулирования группы тяготеющих друг к другу отношений, связанных с реализацией избирательных прав граждан.

Исходя из этого, общая часть российского избирательного права включает принципы избирательного права, субъекты избирательного права, финансовое обеспечение выборов, избирательный процесс, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, ответственность за нарушение избирательного законодательства. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Каждый из этих институтов характеризуется достаточно сложным составом, представлен, как правило, весьма обширным набором подинститутов и нередко проявляется вовне через правовые предписания различной отраслевой принадлежности.

При этом следует учитывать, что система избирательного права еще не устоялась, находится в стадии активного становления, вследствие чего претерпевает заметные изменения, отражающиеся на появлении новых образующих ее элементов и наполнении традиционных разделов содержанием, отвечающим современным потребностям формирования выборных демократических институтов.

Все принципы избирательного права условно могут быть систематизированы, прежде всего, на принципы организации и проведения выборов и принципы участия российских граждан в выборах.

Принципы организации и проведения выборов:

1. Принцип обязательности выборов (ст. 9 ФЗ) означает, что выборы являются импера-тивным и единственным легитимным способом формирования представительных и ис-полнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Принцип периодичности выборов (ст.9 ФЗ) связан с временными рамками полномо-чий органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что оче-редные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Согласно ст. 81 и ст. 96 Конституции России Президент и депутаты Государ-ственной Думы избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно.

3. Принцип альтернативности выборов заключается в следующем: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо чис-ло зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кан-дидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий:

В противном случае закон предусматривает проведение голосования в одномандатном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре:

2) на выборах депутатов органов местного самоуправления (если это пре-дусмотрено законом субъекта Федерации). При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в выборах.

4. Территориальный принцип выборов связан с принципами прямых и рав-ных выборов и означает, что избиратели участвуют в выборах по месту жительства, то есть выборы проводятся по избирательным округам.

5. Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и про-ведение выборов означает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы − избирательные комиссии, при подго-товке и проведении выборов в пределах своей компетенции не зависимые от органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 21 и ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) и избирательные комиссии субъектов Федерации охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

6. Принцип контроля за ходом организации и проведения выборов. За хо-дом организации и проведения выборов осуществляется государственный, обществен-ный и международный контроль.

Государственный контроль, прежде всего, осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, избирательными комиссиями, органами внут-ренних дел.

Общественный контроль может осуществляться, например, посредством на-блюдателей.

Международный контроль осуществляется международными наблюдателями, которые в своей деятельности руководствуются методикой и основными принципами организации наблюдения за подготовкой и проведением выборов, рекомендованными Советом Европы.

7. Принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах включает правовые средства, конкретизирующие содержание из-бирательных прав и предусмотренные нормами уголовного, административного и гра-жданского законодательства, а также законодательства о выборах.

Принципы участия российских граждан в выборах:

1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, языка, соци-ального и имущественного положения, профессии, образова-ния, конфессии, политических убеждений имеют право голо-са и могут быть избраны.

Принцип всеобщности предполагает законодательные ог-раничения − избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право ограничивают: активное или пас-сивное.

В ст. 19 Конституции РФ содержится перечень оснований, по которым не могут ограничиваться права и свободы личности, т.е. те, которые не могут выступать и в ка-честве избирательных цензов. К ним относятся признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

1. Ценз гражданства. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Однако это правило не все-гда действует на местном уровне. Федеральный закон «Об ос-новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 10 ст. 4 закрепляет, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Кроме того, закон предусматривает ограничения избирательных прав в отношении граждан РФ.

Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане :

− признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Недееспособным признается гражданин, который вслед-ствие психического расстройства не может понимать значе-ния своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Такое признание возможно только в судебном порядке. Над таким гражданином устанавливается опека, причем опекун не впра-ве от его имени осуществлять избирательное право. Ограничение дееспособности, устанавливаемое решени-ем суда вследствие злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, если лицо ставит семью в тяжелое материальное положение, не влечет за со-бой лишение избирательного права (как активного, так и пас-сивного).

− граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

− осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

− осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

− подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

2. Ценз оседлости. Обладание гражданством отнюдь не означает безусловного предоставления избирательных прав. Одним из наиболее древних цензов, применяемых в избира-тельной практике, является так на-зываемый ценз оседлости, означающий срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей либо зарегистрировано в качестве кандидата.

В Конституции Российской Федерации установлено един-ственное ограничение по этому признаку − кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Во всех остальных случаях ценз оседлости устанавливать запрещено.

3. Возрастной ценз. В России для обладания активным избирательным правом необходимо достичь 18 лет.

Минимальный возраст кандидата на выборах в законода-тельные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации − 21 год; на выборах в органы местного самоуправления − 21 год. Кроме того, Кон-ституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) − 35 лет, для депутатов Госу-дарственной Думы − 21 год (ст. 97). Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещено ус-танавливать максимальный возраст кандидатов.

4. Ценз несо-вместимости. Он заключается в том, что не подлежит избра-нию лицо, занимающее определенную должность (если оно на-мерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также не вправе занимать иные государственные или муниципальные должности, в том числе и выборные.

2. Равное избирательное право. Этот принцип предполагает, во-первых, равную для всех возможность воздействовать на результаты выборов: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Во-вторых, равные условия претен-дентов на выборные посты участвовать в избирательной кам-пании.

3. Прямое избирательное право. Избиратель голосует непосредственно «за» или «против» кандидатов либо списка кандидатов. При прямых выборах воп-рос об избрании решают сами граждане.

В Российской Федерации все органы государственной вла-сти (федеральный уровень и уровень субъектов Федерации) избираются непосредственно.

5. Добровольность. Принцип добровольности означает, что именно избира-тель сознательно принимает решение о своем участии в изби-рательном процессе. Органы государственной власти и местно-го самоуправления, другие лица не вправе принуждать изби-рателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободным вотумом избирателя.

Выборы в Российской Федерации: виды и правовое регулирование. Понятие избирательного права и избирательной системы. Мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы.

Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование. Международные избирательные стандарты.

Всеобщее избирательное право. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы по российскому избирательному праву. Гарантии всеобщего избирательного права.

Равное избирательное право. Понятие равного избирательного права. Гарантии равного избирательного права.

Прямое избирательное право. Понятие прямого избирательного права. Виды непрямого избирательного права.

Свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обязательность выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и проведения их в установленные законодательством сроки.

Порядок организации и проведения выборов. Понятие, участники и стадии избирательного процесса.

Территориальный принцип организации выборов. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные комиссии: система, порядок формирования, статус. Состав избирательных комиссий, статус члена избирательной комиссии. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Организация работы избирательных комиссий, полномочия избирательных комиссий. Акты избирательных комиссий.

Избирательные объединения. Политические партии как участники избирательного процесса.

Назначение выборов. Выдвижение и регистрация кандидатов. Субъекты права выдвижения кандидатов. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) избирательным объединением. Порядок сбора подписей в поддержку кандидатов. Проверка данных, содержащихся в подписных листах, и сведений о кандидатах. Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Основания отказа в регистрации.

Статус кандидатов. Их права и обязанности. Гарантии деятельности. Доверенные лица кандидатов. Уполномоченные представители по финансовым вопросам.

Предвыборная агитация, ее формы и сроки проведения. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах.

Финансирование выборов. Бюджетное финансирование расходов избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов. Избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений. Порядок их создания. Порядок расходования средств избирательных фондов. Контроль за целевым расходованием средств избирательных фондов. Финансовые отчеты.

Порядок голосования и определения результатов выборов. Помещения для голосования. Избирательный бюллетень. Открепительное удостоверение. Время и процедура голосования. Порядок досрочного голосования. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования. Порядок определения результатов выборов. Повторное голосование, повторные выборы. Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы».