Домашнее обучение в беларуси законодательство. Никакой школы! О плюсах и минусах домашнего образования. Можно ли в Беларуси обучать ребенка дома

Виктор ЛИСТОПАДОВ

Сознательные родители хотят сами решать, как и где учить своих детей. Обучение по индивидуальным планам на дому в Беларуси выбирают, исходя из религиозных убеждений, личностных особенностей детей, а также стремления дать им качественное образование на белорусском языке.

Пока для того, чтобы перевести ребенка на индивидуальный план обучения, достаточно письменного заявления родителей.

Неизвестно, рискнет ли Марина отдать ребенка в школу

Марина Войцехович живет с мужем и тремя детьми в Ракове. Ее дочь Адэля уже два из семи школьных лет учится дома. Семилетний Вацлав занимается по индивидуальной программе, трехлетний Ян дома. Марина ждет четвертого ребенка и радуется успехам своей троицы.

Мой сын свободно пользуется компьютером. Вацлав, благодаря компьютерным играм, легко складывает двузначные числа, этот метод можно использовать и с трехзначными. С удовольствием учит таблицу умножения, -- рассказывает Марина.

Неизвестно, рискнет ли Марина отдать ребенка в школу, тем более что он уже вырос из штанишек первоклассника, то есть знает больше. Не исключено, что она пойдет по пути, избранному со старшей дочерью. Из школы девочку забрали, потому что там она уставала неимоверно.

Семья Войцеховичей решилась на домашнее обучение не только по этой причине.

Мы хотели лучшей жизни для своего ребенка. У нас католическая семья, и нас не устроило бы, если бы наши дети подвергались влиянию улицы или, например, слушали в школе об абортах или предохранении от беременности, -- поясняет Марина.

Теперь ее старшая дочь вполне успешно занимается дома и раз в четверть сдает испытания. При этом в школу она все же ходит, когда в этом есть потребность - для того, чтобы понять ту или иную тему, что-то прояснить. В любой день дочь может прийти на уроки или факультатив. У нее есть индивидуальный план, составленный профессиональными педагогами, и нет перегрузок, считает мама.

Благодаря обучению дома мы заложили в дочери способность легко учиться, самостоятельно получать знания, что расширяет ее возможности, -- говорит она.

При этом Марина подчеркивает - чтобы учить ребенка дома, надо самому быть дома.

Я знаю, что учат дома детей и те, кто работает. Люди стараются как-то приспосабливаться, если решаются на такой шаг. Наша практика показывает, что у нас так не получилось бы. Максимум нагрузки - это половина рабочего дня.

Если домашнее обучение будет запрещено, можно говорить о нарушении права родителей на воспитание детей

Закон "Об образовании" допускает сочетание различных форм получения образования, а также обучение детей по индивидуальным учебным планам по желанию родителей. В то же время общественность обеспокоена, что в связи с планируемым принятием Кодекса об образовании возможности домашнего обучения будут значительно ограничены.

Проект Кодекса об образовании депутаты должны рассмотреть во втором чтении на текущей сессии Палаты представителей. Родители видят опасность в том, что этот документ не оговаривает возможности обучать детей вне школы без медицинских показаний или без особой одаренности ученика.

В проекте Кодекса записано: «Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь». Если обучение по индивидуальному плану будет в Беларуси запрещено, можно говорить о том, что нарушается право родителей на воспитание детей, считает юрист Дина Шевцова.

Понятно, что в таком случае перевод на индивидуальное обучение будет зависеть только от смелости чиновников. Мало кто отважиться брать на себя ответственность за подобные решения. Так что все пойдут в школу, - прогнозирует юрист.

Между тем Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированные Беларусью, прописывают, что государства обязуются уважать свободу родителей или других законных представителей детей в выборе не только школы, но и других видов обучения, отвечающих требованиям обучения в стране.

Исходя из международного законодательства, к которому присоединилась Беларусь, родители имеют право на воспитание детей в соответствии с религиозными и иными убеждениями, - говорит юрист Шевцова. -- Школа всегда воспитывает ребенка в соответствии с определенными канонами общества, а родители с мировоззрением, отличающимся от общепринятого, должны иметь право воспитывать детей в соответствии с ним. Безусловно, при этом имеется в виду, что родители будут давать необходимые знания в области различных наук, что предусмотрено образовательными стандартами.

Общественный активист Алексей Шеин убежден, что люди должны сами определяться, как учить детей. Мир образования шире, чем государственные школы.

На мой взгляд, у государства следует забрать монопольное право на воспитание детей, -- говорит Алексей. -- Есть частные школы, есть обучение по индивидуальным программам. Где будет обучаться ребенок, должна решать семья, частью которой он является.

В Канаде, например, 0,5% детей обучаются по индивидуальным программам, а в США -- от 2 до 3%. Между тем путь к этому был долгим. В США родители, решившиеся учить детей дома, выдержали серьезное давление. Многие оказывались перед угрозой лишения родительских прав и тюремного заключения. Но, в конце концов, было принято решение разрешить альтернативный способ получения образования.

Необходимо понимать, что и в США, и в Беларуси родители, которые решаются на такой шаг, берут повышенную ответственность, - отмечает старший пастор «Церкви Иисуса Христа», заместитель епископа Религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Беларуси Борис Черноглаз . -- В Беларуси есть люди, которые осуществляют методическую поддержку таких родителей, профессиональные педагоги. Я знаю, что результаты обучения детей достаточно высокие.

Пастор минской церкви христиан веры евангельской «Ян Предвестник» Антон Бокун считает, что позиция официального образования: вы отдайте нам своих детей, и мы их научим всему, чему надо -- ограничивает права родителей. Антон Бокун связывает такую тенденцию с советским прошлым нашего общества, когда идеалом коммунистов было то, что детей станет воспитывать общество, а не семья.

Представители общественного объединения "Белорусская лига родителей и педагогов "Крок за крокам", МОО "Добрая воля", а также родители детей, которые обучаются дома обратились в Администрацию президента, Министерство образования, Палату Представителей Национального собрания с требованием сохранить право школьников на обучение дома. Они призвали представителей белорусской власти, а также комиссию Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу внести правки в Кодекс об образовании и принять его в таком виде, в каком он не будет ограничивать право семей на домашнее образование.

Диковинный термин «хоумскулинг» вошел в наш лексикон совсем недавно. И если в Европе и Америке дети, которые обучаются на дому, не вызывают удивления, то у нас такая форма обучения только начинает набирать обороты.

Признаюсь: мой сын в садик не ходил. Забрать его из дошкольного учреждения вынудили постоянные болезни. Конечно, сомнения у меня были, ведь ребенок, который находится постоянно дома, рискует отстать в своем развитии от сверстников. Да и заниматься ребенком 24 часа в сутки - утомительно. Но у нас была няня, которая гуляла с сыном, пока я работала, а часть дошкольной подготовки мы доверили профессионалам - сын посещал занятия в одной из развивающих школ, а также ходил в театральную студию. Все остальное время мы проводили вместе, если ребенок чем-то начинал интересоваться, то мы стремились удовлетворить этот интерес. Сейчас в школе, куда мы все-таки пошли, поскольку я видела, что ребенку не хватает общения, мне говорят, что ребенок очень развит, отвечает на все вопросы самый первый. Хотя изначально наша первая учительница была настроена скептически…

РОДИТЕЛЬ - ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ?

Найти родителей, дети которых не ходят в садик и школу, оказалось совсем не трудно. В самом центре Минска располагается социально-просветительское учреждение «Семейный центр «Папа может». В двух комнатах носятся дети, шумят и играют. - У нас только закончились занятия, - говорит директор центра Григорий Прохоров . - В первую очередь сюда приходят родители, чтобы научиться взаимодействовать со своими детьми. Ведь главный учитель для ребенка - это его родитель.

- А как же физика, химия, алгебра в старших классах? Вряд ли родители смогут сами обеспечить нужный уровень.

Домашнее обучение по индивидуальному плану не исключает возможность нанять репетитора по любому предмету или выбрать отдельные уроки в школе, которые будет посещать школьник… Мы как-то общались с детьми в Москве , которым уже по 15 - 16 лет и которые получили домашнее образование. Этот ребенок знает, что ему надо, сам выбирает себе репетиторов и учителей для дальнейшей учебы. Тем более, есть разные способы учебы. Например, мы хотим перенять так называемые погружения по методике академика Российской академии образования М.П.Щетинина . Если вкратце, то изучение школьных предметов происходит так: раз в месяц, например, неделю мы учим математику. И годичную программу можно пройти за непродолжительный срок… Но стать учителем для ребенка, организовать свой день с учетом его интересов, плюс еще зарабатывать деньги - задачка не из простых.

- И как же удается совмещать родителям работу и обучение дома своих детей?

В свое время я выбрал фриланс - я бизнес-тренер, - рассказывает преподаватель, психолог Кирилл Будкевич . В центре он занимается с детьми по различным методикам, а своим детям дает домашнее образование. - Пришлось полностью перестроить свою жизнь. Но потом все наладилось. И ты учишь ребенка тем знаниям, которые по-настоящему пригодятся в жизни, ведь ни школа, ни садик не могут этого дать. А распорядок мы подчинили ребенку: хочет он заниматься - занимаемся. Не хочет - играем. Со временем нужный график вырабатывается сам собой.

УЧИТЬСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ МОЖНО, НО СЛОЖНО

Если с садиком все достаточно просто: не хочешь - не води, то со школой дела обстоят по-другому. В нашей стране допускается сочетание разных форм получения образования, например, экстернат, а также обучение детей по индивидуальным учебным планам. Такое обучение предполагает, что родители могут обучать ребенка самостоятельно, выбрать те занятия, которые будет посещать ребенок в школе, или нанять репетитора. Все зависит от того, как этот вопрос утрясется с руководством школы.

Ольге из Гродно право на обучение по индивидуальному плану своего ребенка приходится буквально завоевывать. В школе №23, куда она подала документы, указав в качестве уважительных причин частые переезды, отказались принимать маленького Кирилла на такую форму обучения. Ольга обошла еще несколько школ и везде получала отказ. Тогда она написала письмо в Министерство образования. И в управлении образования Ленинского района Гродно пообещали помочь в решении этого вопроса.

В кодексе четко прописано «перевод на индивидуальное обучение происходит на усмотрение руководителя школы». Меня удивляет, что руководство школы так упирается. Сотрудники администрации звонили моим работодателям, в музыкальную школу педагогу, который ведет у сына занятия, приходили с инспекцией к нам домой, даже мужа в школу вызывали и спрашивали, как он относится к домашнему образованию, - говорит Ольга.

Пока маленький Кирилл ходит в школу, однако Ольга твердо решила перевести его на обучение по индивидуальному плану. То есть дома.

Ульяна из Минска свою дочь Камиллу в этом году в школу не отдала вовсе. Сейчас девочка занимается по программе первого класса с учителями из Москвы. Занятия проходят несколько раз в неделю в режиме онлайн.

Занятия с педагогом занимают не больше двух часов в день. В процессе учитель дает задания, проверяет, выполнена ли домашка. Сами занятия проходят в игровой форме. Если педагог видит, что Камилла устала, то занятия на время прекращаются. Стоимость такого подхода - около 600 долларов в месяц. Этот учебный год мы попробуем учиться так, а потом посмотрим. Отдать в обычную школу ребенка мы всегда успеем. Что касается социализации, то общения с детьми нам хватает в кружках, куда мы ходим, - говорит Ульяна.

Но в большинстве своем родители, чьи дети находятся на домашнем образовании, считают, что расходы на учебу у них не такие уж и большие: в основном это репетитор два раза в неделю на несколько часов. На начальном этапе для ребенка хватит одного репетитора для занятий. А потом выбрать индивидуальный план обучения в школе или нанять репетитора-помощника по предметам, которые непонятны школьнику, не составит труда.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

В Кодексе РБ об образовании четко прописано: «Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию». Если ваш ребенок занимается музыкой, спортом или серьезно увлекается, например, радиоэлектроникой, это уже может быть причиной, - говорит Григорий Прохоров, директор Семейного центра «Папа может». - Чтобы перевести ребенка на обучение по индивидуальному плану, достаточно написать заявление на имя директора школы. Исходя из опыта семей надомников, я посоветую искать школу с лояльным отношением к домашнему образованию. Если же школа одна - например, вы живете в деревне, то распечатайте закон и начинайте переговоры.

Да, по закону существует такая форма обучения детей. Вопрос обучения ребенка по индивидуальному плану решается с управлениями образования на местах и руководителями школы, - подтвердили «КП » в Министерстве образования.

Не стоит забывать, что базовое образование у нас обязательное - знания вашего ребенка контролируются в конце каждой четверти в школе, к которой вы относитесь. И еще: бывалые родители советуют приготовиться к испытанию свободой - соблазн ничего не делать велик . Распорядок дня нужно составлять обязательно. А еще стоит прислушиваться к ребенку, ловить его потребности в знаниях и удовлетворять их, пока есть интерес.

БУДЬ В КУРСЕ!

Плюсы и минусы домашнего образования

ПЛЮСЫ

Ребенку уделяется больше родительского внимания.

Подход к обучению индивидуален.

У ребенка меньше стрессов, связанных с постоянным нахождением в школьном коллективе.

МИНУСЫ

Может возникнуть дефицит в общении с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.

- «Обратная социализация» при поступлении в вуз. Ребенку придется все равно привыкать к коллективу. Хотя заочное или дистанционное обучение никто не отменял.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

На основании пункта 4 статьи 160 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации получения общего среднего образования на дому.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116 "Об утверждении Инструкции о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 67, 8/15871);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 октября 2008 г. N 95 "О внесении изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 250, 8/19628).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр С.А.Маскевич

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения Председатель

Республики Беларусь Брестского областного

В.И.Жарко исполнительного комитета

03.08.2011 К.А.Сумар

27.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя Председатель

Витебского областного Гомельского областного

В.Г.Новацкий В.А.Дворник

29.07.2011 26.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Председатель Председатель

Гродненского областного Минского областного

исполнительного комитета исполнительного комитета

С.Б.Шапиро Б.В.Батура

27.07.2011 29.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя Председатель

Могилевского областного Минского городского

исполнительного комитета исполнительного комитета

А.М.Исаченко Н.А.Ладутько

29.07.2011 29.07.2011

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

31.08.2011 N 250

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации получения общего среднего образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования.

2. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

3. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

4. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

5. Для принятия решения о получении общего среднего образования на дому документы, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, подаются учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) в государственное учреждение образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому, или государственное учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

6. Государственное учреждение образования направляет документы, поданные учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося), в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту расположения государственного учреждения образования.

7. Государственное учреждение образования информирует учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) о принятом отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа решении.

8. Получение общего среднего образования на дому осуществляется педагогическими работниками государственного учреждения образования, которые назначаются приказом руководителя.

9. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования.

10. Организация образовательного процесса для получения общего среднего образования на дому осуществляется по учебному плану, разрабатываемому государственным учреждением образования на основе типового учебного плана средней школы.

11. Расписание учебных занятий для учащихся, получающих общее среднее образование на дому, составляется на основании учебного плана с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, согласовывается с учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) и утверждается руководителем государственного учреждения образования.

12. Государственное учреждение образования, организующее образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому, обеспечивает учащихся учебниками, учебными пособиями в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

13. Формой организации образовательного процесса при получении общего среднего образования на дому является учебное занятие.

14. Сведения об учащихся, получающих общее среднее образование на дому, результаты их учебной деятельности вносятся педагогическим работником, осуществляющим обучение по учебному предмету на дому, в соответствующие документы, необходимые для организации образовательного процесса.

15. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, получающих общее среднее образование на дому, перевод в следующий класс, организация выпускных экзаменов и завершение обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

В последние годы в Беларуси набирает популярность такое явление, как обучение по индивидуальному плану. При этом, с одной стороны, это позволяет родителям контролировать учебный процесс, а с другой - общество нередко осуждает такое решение. Об основных плюсах и минусах обучения по индивидуальному плану «АиФ» рассказала основатель сообщества родителей «Человек играющий» Татьяна АПЕТ .

Возможность обучаться по индивидуальному плану у белорусов существует уже давно. Так, в Кодексе об образовании прописано, что индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также теми, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Свой план

- Как перейти на индивидуальный учебный план?

Перевести ребенка на обучение по индивидуальному плану довольно просто. Для этого нужно написать заявление на имя директора школы с указанием причины такого решения. Это могут быть, например, занятия спортом, музыкой, другим серьезным увлечением, которые не позволяют ребенку каждый день ходить в школу, а также частые командировки родителей, - говорит Татьяна Апет. - После того, как все формальности с администрацией учебного заведения будут соблюдены, ребенку составят индивидуальный план обучения, в котором будет указано, какие предметы он должен освоить к концу года. В каждом конкретном случае с директором школы можно оговорить нюансы учебной программы, но посещать школу для сдачи контрольных работ все же придется.

- Насколько трудно ребенку учиться дома?

Есть очень разные истории и разные дети. Важно учитывать возраст ребенка. Мне кажется разумным обучение по индивидуальному плану в начальной школе. Программа эта несложная, в крайнем случае можно нанять репетитора. В старших классах можно уже думать о дистанционном обучении либо обучении в малых группах. Здесь необходима родительская кооперация. Например, родители договариваются и берут одного учителя по истории и географии для нескольких детей.

Индивидуальное обучение или обучение в малой группе, как правило, не вызывает сложностей у детей, зато проблемы возникают у родителей. Помимо технической организации процесса, необходимо еще перестроиться психологически. Ведь мало у кого есть пример обучения где-то еще, кроме как в советской школе. Успешный опыт перевода детей на индивидуальный план я встречала у людей, которые ранее самостоятельно учились чему-то. Например, они учили второй иностранный язык с репетитором (и важно, что они это делали не для поступления, а ради удовольствия). В наши дни учить детей может только человек, который сам постоянно обучается и находится в поиске новых знаний.

Сейчас многие люди следуют модной тенденции переводить детей на домашнее обучение, не оговорив с семьей возможные риски и не узнав у ребенка его собственных желаний. После чего наступает момент ступора, когда взрослые ждут от ребенка действий, а он просто сидит и ничего не делает. Если в таком случае начать поддаваться панике и сразу же думать о том, чтобы вернуть его обратно в школу, то можно причинить ребенку серьезный психологический дискомфорт. Здесь важно понимать, что без поддержки семьи и предоставления времени на адаптацию ничего не выйдет.

А друзья?

- Как бороться с нехваткой общения?

Нехватка общения - это самая распространенная иллюзия по поводу домашнего образования. У детей, обучающихся самостоятельно, гораздо больше свободного времени, чем у детей, которые проводят полдня в школе, а затем еще 2-3 часа - за домашним заданием.

Кроме того, можно найти малую группу по интересам, чтобы учиться вместе. По некоторым предметам детям могут помогать родители, а для других можно нанять группового репетитора. На таких занятиях создается очень дружелюбная и творческая атмосфера. Главное при этом - заранее оговорить с другими семьями цели, которые вы преследуете. Бывают группы для обучения какому-то предмету или навыку, а бывают - просто для общения.

- Какую пользу может принести домашнее обучение?

Прежде всего, главное достоинство индивидуального обучения - свобода в выборе методов получения информации. Кто-то легче воспринимает на слух, кому-то важно зарисовать услышанное, кто-то запомнит, пересказав другому, и т.д. Во-вторых, ребенок может соблюдать удобный для себя режим дня. В-третьих, обучаясь по индивидуальному плану, можно построить свою учебную программу таким образом, чтобы любимым предметам уделялось больше внимания, а по другим изучались лишь необходимые основы.

У обучения по индивидуальному плану есть множество плюсов, но подойдет оно не всем. Не каждый родитель способен взять на себя такую ответственность. Не каждый готов погружаться в тему современного образования. Кроме того, семейное обучение требует огромной веры в себя и своего ребенка. Поэтому перед принятием решения о переводе ребенка на индивидуальный план нужно быть максимально честным с собой и своими близкими. Нужно взвесить все плюсы и минусы применительно к своему конкретному случаю и, конечно же, прислушаться к своему ребенку. Сейчас существуют специалисты, которые могут проконсультировать по вопросам семейного образования. На начальном этапе можно обратиться к ним. Обучение по индивидуальному плану - это серьезный шаг, который очень сильно меняет жизнь всей семьи. А в какую сторону - решаете только вы сами!

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы - только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие – в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы – штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив – это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это – теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама – учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

А вот другая история:

«Если кому интересно, нас перевели на индивидуальный план. Сначала было страшно: мы – первые в районе, но 59 – за, а 1 – против. Со стороны администрации школы мы встретили самое доброжелательное отношение. На педсовете против нас был только один голос – голос соцального работника (психолог нас поддержала).

Бюрокротически всё очень просто. ДО 31.08 Вам надо подать заявление в школу. Обьяснений никаких не требуется, просто «мы так хотим», но по-человечески лучше найти «отмазку»: мало времени на занятия спортом или музыкой…

Ближайший педсовет рассматривает Вашу просьбу. Мы там присутствовали. До этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, они нас поддержали. Мы очень долго и красочно рассказывали о своём образовании и о бабушках и дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию…

В законе мы не нашли причин, по которым нам могут отказать. Но после разговора с нами директор имела беседу с инспектором и юристом, потому что мы были первыми в районе. Педсовет голосовал по нашему вопросу: 59 – за, 1 – против – социальный педагог. На вопрос социального педагога – а как же социализация – ответили, что ребёнок будет посещать кружки.

Внимание! При написании заявления Вы отмечаете все предметы, которые будут изучаться дома. Можно что-то оставить и школе. Например, английский язык мы изучаем в школе. При этом по остальным предметам в классном журнале пишется – «изучение по индивидуальному плану». Это даёт возможность вернуться к обычному посещению школы в любой день. Проверка знаний – один раз в четверть по каждому предмету, обычно письменный тест – приблизительно 10 вопросов, около 45 минут. Листки с тестами собираются завучем. Опасаться следует только предвзятого отношения учителей. Чтобы не начали «резать». У нас небольшой городок и нас просто записали в чудаки.

Официально, в школе мы изучаем английский язык и физкультуру. На практике, я не знаю, как выглядит учитель физкультуры (завуч сказала, что сама с ним договорится). Уроки английского языка – 2 раза в неделю плюс факультатив. Их мы посещаем в свободном режиме. Бывает месяц не приходим, бывает приходим три раза в неделю. В классном журнале напротив имени дочери написано – занимается по ИП. Поэтому текущих оценок у неё нет.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане – это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать».

Данная статья подготовлена по материалам форумов: semeistvo.by и dzietki.org

И ещё: Статья Ольги Анципович «Может ли мама заменить школу»?.
Видео: Интервью с хоумскул мамой из Минска Алесей Толпека-Мохотаевой.