Образование – трудоёмкий процесс, без которого невозможно представить сегодня успешного человека. Человек начинает свой образовательный процесс буквально с самого рождения – учится говорить, ходить. Затем – ясли, садик, школа, колледж или институт. И на этом образование не заканчивается. Кто-то ходит на дополнительные курсы, чтобы изучить то, что не преподавалось в школе/институте.
Наука и образование – наше всё!
Если Вы сейчас читаете данный текст, вы уже постигли основы дисциплины «Чтение». Применение найдётся всем дисциплинам! Считаем сдачу в магазине – математика, грамотно пишем заявление на отпуск – русский язык, общаемся с иностранным инвестором – английский язык, думаем, где отдохнуть – география (да и математика тоже), покупаем иностранную валюту – экономика, оказываем первую помощь – ОБЖ, входим на скорости в крутой поворот – физика. Повышайте уровень своего образования!
Портал Infoogle предлагает Вам статьи на тему образования – вы можете изучить русский и английский язык, географию, математику, основы безопасности жизнедеятельности и иные интересные и полезные дисциплины.
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира.
Наука: ее роль в современном мире
Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности.
Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования.
Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.
Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.
Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека.
Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.
Классификация современных наук
Классифицировать современные науки можно по предмету. Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения.
Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых можно назвать человека, как социальную фигуру, и различные общественные явления.
Важно отметить, что основным приемом исследования в естественных науках считается эксперимент тогда, когда для общественных наук характерна статистика, как главный прием исследования.
Также используются такие приемы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. В науке выделяют два уровня – теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень представляет собой обобщение материала, который был собран при помощи эмпирических методов. А эмпирический уровень – это материал, состоящий из итогов экспериментов и наблюдений, то есть – фактический материал.
Среди многочисленных функций науки выделяют три основные: технологическая, мировоззренческая и функция рационализации человеческой деятельности.
Образование и самообразование
Процесс образования происходит при помощи специальных социальных институтов.
В современном мире образование – это основа развития человека. Но современное образование не может ограничиваться только процессом учебы в школе или университете. Для полноценного развития и познания мира необходимо самообразование.
Приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами называют самообразованием. Для самообразования нет надобности посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций и при помощи друзей или знакомых.
Социология науки и образования – специальная отрасль социологического знания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования науки и образования как социальных институтов в их взаимодействии с обществом. Такой социальный институт науки и образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторически преходящих систем образования, способностью оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.
Мировой опыт свидетельствует, что развитие культуры, динамизм экономики, научно-технические достижения и личностная самореализация членов общества с большим успехом осуществляется в тех социальных организмах, которые расходуют больше средств на науку и образование и в которых престиж соответствующих профессий достаточно высок и стабилен.
Социология науки как самостоятельная отрасль социологии зародилась в начале XX века; в становлении ее большая заслуга принадлежит М. Веберу, К. Мангейму и др. А с именем Р. Мертона связывают становление социологии науки как самостоятельной дисциплины.
Социология науки исследует социальные аспекты деятельности по производству научного знания, систему социальных отношений, которые возникают в процессе движения нового знания от его появления до внедрения в практику, типы поведения ученых в различных социальных системах, их ценности, ориентации и предпочтения, а также конкретные формы взаимодействия науки и общества, науки и других общественных явлений.
Современная наука становится одним из решающих факторов экономических, социальных, духовных преобразований, становления культуры, качества образования личности. Наука оказывается силой, способствующей развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. В то же время, способствуя росту знаний, наука приводит к еще большему отчуждению человека, который бывает не в состоянии освоить все возрастающий поток информации, соотнести новые открытия с уже сложившимися стереотипами.
Внедрение достижений науки и техники в условиях противоречивости социальной системы не только открывает новые представления и перспективы реализации человеческой активности, но и порождает многие сложные социальные проблемы, остро ставит вопрос о будущем человека и человечества. Осмысление таких проблем, поиск механизма их решения выступает одной из важнейших задач социологии науки, определяет ее социальную значимость.
Наука выполняет ряд социальных функций.
Во–первых, культурно-мировоззренческую. Возникновение науки во многом обусловлено потребностью общества в новом видении, понимании мира, опирающемся на знание. Культурная ценность науки состоит в том, что она – инструмент теоретического и практического овладения природой.
Во–вторых, нужно отметить функцию науки как непосредственной производительной силы общества, при этом научный труд превращается в производительный. Сущность этого процесса характеризуется:
Во-первых, материализацией научных знаний в вещественных элементах производительных сил, а также их воплощением в организационных формах производства;
Во-вторых, воплощением научных знаний непосредственно в деятельность основных участков производства;
В-третьих, превращением науки в теоретическую основу производственных процессов.
Третья функция науки как социальной силы связана с тем, что научные знания и методы все чаще используются при решении самых разных проблем общественной жизни. Каждый канал взаимодействия науки и общества, раз возникнув, уже не исчезает.
Конспект урока на тему: «Наука. Образование».
Цель урока : Сформировать у учащихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.
Задачи урока: образовательные: рассмотреть особенности развития науки и образования;сформировать у учащихся мотивацию к получению образования.
развивающие:
развивать навыки самоанализа, продолжить формирование умений аргументировать свои ответы при решении философских задач;
развивать умения продуктивно работать с текстом учебника;
воспитательная: воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока
1.Учитель приветствует класс.2.Проверка подготовки к уроку (посещаемость учащихся, наличие у них учебников, атласов, тетрадей и т.п.)
Учащиеся взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе на уроке.
2. Проверка домашнего задания
Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):
Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества. Надеюсь, все прочитали заданный параграф.
Ученики открывают свои учебники, тетради.
3.Всесторонняя проверка знаний
Давайте попробуем ответить на вопросы:
Что такое культура?
Виды культур?
Ее функции?
Массовая культура?
Молодцы, а теперь записываем новую тему урока.
Учащиеся отвечают:
- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Народная, массовая, элитарная.
Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.
Массовая культура, поп-культура, культура большинства - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртсткой социологической школой.
4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний
На доске В тетрадях
Запись:
§ 9 «Наука. Образование».
Вводное слово учителя:
- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.
5.Этап усвоения новых знаний.
I .Наука в современном обществе.
Ребята, запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
На доске В тетрадях
Запись:
Черты современной науки
универсальность безграничность
- Основные характеристики «большой науки»:
1. Резко возросшее количество ученых
2. Рост научной информации
3. Изменение мира науки
4. Превращение научной деятельности в особую профессию
Цели науки:
Описание
Объяснение
- Поработаем немного с учебником стр.95, попробуем письменно выделить функции науки.
Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
II .Этика науки.
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки - бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, - это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.
III .Век живи, век учись.
Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.
Что такое образование?
Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.
- Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.
Учащиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:
функции науки:
Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).
Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).
Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).
Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования. производства).
Коммуникативная.
Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).
Учащиеся отвечают:
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Учащиеся записывают термин в тетрадь.
На доске В тетрадях
Запись:
Функции образования:
компенсирующая адаптивная развивающая.
6.Этап закрепления новых знаний.
Давайте повторим:
Что такое наука?
В чем заключается этика науки?
Назовите цели науки.
Учащиеся отвечают:
- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.
- Цели науки:
Описание
Объяснение
Предвидение явлений и действительности.
7.Этап информатизации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Записываем домашнее задание: §9(читать).
Ученики записывают в дневник или в тетрадь Д/З.
1.Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов (справочник П.А.Баранова)
Наука- творческая деятельность, направленная на……..
3.Главная задача науки-…….
4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
5 .Три функции науки
Познавательная…..
Практическо- действенная-… Прогоностическая
6. Классификация наук 1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные(результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
7.Перечислите первые академии наук.
8. Что такое «большая наука»?
10 Основные черты большой науки
Универсальность Безграничность
Дифференциация Интеграция
16. Образование- получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов- семья, школа, СМИ. (справочник П.А.Баранова)
Функции образования (справочник Баранова)
Экономическая Социальная Культурная
21.Почему образование является национальным богатством страны?
22.В чём заключается особенность непрерывного образования?
23. Почему самообразование- непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
Образование В высокоразвитых странах Западной Европы в XIX в. началось широкое распространение образования. Рост богатства и мате- риального благополу- чия людей Потребность индустриаль- ной цивилизации в квали- фицированных рабочих Широкое распространение образования Уровень грамотности населения Западной Европы в конце XIX в. (мужчины)
Французский учёный Луи Пастер () заложил основы современных микробиологии (наука о микроорганиз- мах) и иммунологии (наука о защитных свойствах организма), что позволило начать успешную борьбу с инфекцион- ными заболеваниями В 1895 г. немецкий учёный Вильгельм Рентген () открыл рентгеновс- кие лучи (названы в его честь), кото- рые сразу стали применяться в меди- цине и технике. Наука
С именами таких выдающихся физи- ков, как М.Склодовс- кая-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Н. Бор (Дания), Э.Ре- зерфорд (Англия) связаны открытие радиоактивности и исследования в об- ласти атомного ядра. Наука М.Склодовская-КюриП.Кюри Н.Бор Э.Резерфорд
В учении Дарвина нашла своё воп- лощение теория эволюции видов путём естественного отбора. Он доказывал, что человек не был создан Богом, а произошёл от некогда существовавшего сходного с обезьяной существа. Учение Дарвина и формирование новой картины мира Чарльз Дарвин ()
Создание крупного машинного производства составляет со- держание второго периода Нового времени. Мощный толчок механизации производства дало изобрете- ние в конце XVIII в. парового двигателя. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства – машиностроение. Раз- вернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промыш- ленности и сельского хозяйства. Не случайно современники охарактеризовали XIX в. как «век пара и железа». Шотландец Дж. Уатт создал в 1782 г. паровой двигатель, который приводил в действие машины и механизмы на фабриках. Переворот в технике
Огромные изменения в жизнь внесло создание парового транспорта. Первым пароходом стало речное судно, пост- роенное в США в 1807 г. Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза и строительство железных дорог. В 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон построил первый паровоз «Блюхер». Развитие транспорта 27 сентября 1825 г. паровоз Д.Стефенсона «Ло- комошен» («Движение») провёл по железной дороге поезд со скоростью 20 км/час. Этот день считается «днём рождения» железнодорожного транспорта. В 1823 г. Д.Стефенсон был главным инженером компа- нии по строительству пер- вой железной дороги обще- го пользования. Она соеди- нила Стоктон и Дарлингтон. Паровоз «Движение» Дж.Стефенсон
Большую роль в развитии транс- порта сыграло строительство ка- налов. В 1869 г. был открыт Суэц- кий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго- Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строи- тельство Панамского канала, свя- завшего Атлантику с Тихим океа- ном. Развитие транспорта Открытие Панамского канала Строительство Суэцкого канала Суэцкий канал
Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни учёные выдвигали идеи, другие в ходе экспериментов выявляли области их практического при- менения. Так, например, произошло с изучением электричест- ва. Особый вклад в эту область науки внесли англичанин Майкл Фарадей и шотландец Джеймс Максвелл. Наука об элек- тричестве привела к созданию электротехнической промыш- ленности. Началась эпоха электричества: был изобретён электродвигатель, появилось электрическое освещение и т.д. Связь науки с практикой Майкл Фарадей Джеймс Максвелл
Выдающимся достижением конца XIX в. стало изобретение фонографа и кинематографа. Аппарат для записи и воспроиз- ведения звука предложил в 1877 г. Томас Эдисон. А братья Луи и Огюст Люмьеры изобрели в 1895 г. аппарат для съёмки и проецирования «движущихся фотографий» (так появился кине- матограф). В 1836 г. американец Сэмюэл Морзе изобрёл телеграф, а в 1876 г. был изобретён телефон. На рубеже ХХ в. появилось радио. Средства связи Т.Эдисон и его фонограф Телефонные барышни Литография 1904 г.