Вбить осиновый кол в могилу. Защита двора от проклятия На колу под осинкой

Оси́на , или Оси́на обыкнове́нная , или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula ) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Легенды, связанные с осиной

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

По одной из версий мифа греко-римской мифологии в две осины превратили сь сёстры Фаэтона — гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом молнии, и тот упал в реку По. Слёзы, которые они роняли в быстрые воды реки По, становили сь янтарём.

В христианской мифологии осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии . Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель.

Ермолов А. С. в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» (изд. 1905 года) пишет: «Объяснение, почему осина вечно дрожит и шепчется, у малоросов несколько иное, нежели у великоросов: „Як Спасытель ховався от жидив, так тоди Вин пишов та й сив пид осыкою (осиною), а вона як зашелестыть, та й злякала Спасытеля; за це Вин прокляв ии и сказав: бодай же ты шелестыла з витром и без витру“. Существует ещё и вариант этого поверья: под осиною укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею». На Украине существовало также поверье согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся симья дрожатыме день и нич од хворобы так, як дрожыт осыка».

Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок).

Осине приписывается свойство отгонять нечистую силу:

  • Ведьма боится осины (малоросс.). Если в плетень загороди повтыкать осиновые веточки, то в такую изгородь не может войти ведьма и не будет портить коров (малоросс.) .

Также считается, что осиновый кол, вонзенный в сердце вампира, может его остановить .

Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки и шутки

  • Осина — и без ветру шумит
  • Горькая осина — про́клятая Иудина виселица
  • Осина всё шепчется, а про́клятое дерево
  • Осина бьёт в ладоши (листы на ней трепещут) (Смол. губ.)
  • «Про испуганного человека говорится, что он „дрожит, трясётся, как осиновый лист“. Насчёт того, на каком дереве повесился Иуда, у малороссов существует два мнения: Осына тим трусыцця, що на ий Скариёт повисывся; други кажут, що вин на бузыни повисывся, и тим вона не годыцця для постройкы (в бузнику чёрт живе)»
  • Одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина (Как осина — горькое дерево, так рябина — горькая ягода: плохи те места, где только эти два дерева растут).
  • Листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая. Народная примета .
  • Сей овёс до распускания осины (Яросл. губ.)
  • На осине почки большие — к урожаю ячменя
  • Если весною осина пушистая, то и гречиха родится (Тобольск. губ.)
  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (хороший зерном)
  • Осина в серёжках — урожай на овёс (Оренб. губ.)
  • Если с осины весною, ещё до распускания почек и роста трав, свесятся кисточки — к урожаю ячменя и полбы (вотяцк.)
  • На осине длинные шишки — ячмень родится (Пермск. губ.)
  • Когда на осине в начале весны много крупных серёг — к хорошему урожаю гороха (Владимирск. губ.)
  • Если на осине бывает цвет (овечки) сильный — то будет ячмень хороший (Калужск. губ.)
  • Когда на осине не будет барашков, в тот год не будет и овсов (латыш.)
  • Когда рябина или осина цветут хорошо, так будет и хороший горох (латыш.)
  • 16 октября в народном календаре — Денис Позимний. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой — и залететь в глаза. Осенние лихорадки — ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница . Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.
    Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.
    Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги. Коли болит голова нестерпимо — осиновое полешко кладут под голову.
  • Известно, что «осина не горит без керосина» (имеется в виду невысокая ценность осиновых дров как топлива)

Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Кол считается наиболее мощным и эффективным инструментом для упокоения беспокойной нежити. «Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , — указывает Владимир Даль. Однако каким именно должен быть правильный кол? Каковы его размеры, материал изготовления, особенности заточки? Нужно ли наматывать на кол бечёвку и для чего она вообще? Какие дополнительные инструменты нужны для применения кола, есть ли какие-то обязательные процедуры, которым нужно следовать при изготовлении (заговоры, ритуалы)? Вопросов много, а ответов в фольклорных материалах и этнографических исследованиях на удивление мало. Их явно недостаточно, что сделать кол самостоятельно. Нам пришлось отыскать живых носителей традиции изготовления колов, по-прежнему использующихся в деревнях России для упокоения упырей и совершения других апотропеических (охранительных) действий по проверенным временем технологиям.

1. Материал для изготовления кола

То, что кол должен быть именно деревянным, а не стальным или костяным , в этом ни у кого из исследователей расхождений нет. Некоторые авторы, мало вдававшиеся в детали, так просто его и именуют — «деревянный кол», без лишних подробностей, как это сделал, например, Брэм Стокер в своём романе «Дракула» (wooden stake — и всё тут). Между тем, материал очень важен, любое дерево не подойдёт. Кол необходимо изготавливать только из того дерева, которое само по себе уже является оберегом против нежити.

«К числу деревьев и растений, занимающих одно из первых мест в верованиях простого народа — принадлежит осина . В народных песнях осина не встречается и не воспевается, подобно тому, как воспеваются дуб, явир, тополя, береза, калина, верба; но в верованиях простого народа о чертовщине, о ведьмах, выходцах с того света тесно и неразрывно связаны с представлением об осине, как об обереге и предохранителе от всей этой «нечисти». Народ считает это дерево первейшим оберегом и предохранительным средством от чертей, ведьм, покойников, упырей и пр. <...> С осиновой палкой в руках можно во всякое время ночи и куда угодно идти, и никакая нечисть не приступит к человеку. Если на окнах и у дверей, когда ходит покойник, положить по куску осины, то покойник уже не войдет в хату» ,— пишет этнограф Иван Беньковский (Киевская Старина. 1898. № 7-8).

«Осину использовали при похоронах самоубийц, колдунов и ведьм. В случае смерти колдуна или ведьмы осиновый кол вбивали в потолок дома, чтобы в отверстие забрался чёрт и взял в ад душу колдуна. При кончине колдуна нечистая сила выходила из его тела в виде чёрного животного, которое полагалось убить, проткнув осиновым колом. Из осины делали гроб для самоубийц, а также колышки, которыми его забивали <...> Подозревая в покойнике упыря, в могилу при похоронах вбивали осиновый кол или клали на грудь умершему осиновые крестики или щепки <...> Чтобы помешать покойнику „ходить“, его могилу разрывали, а сердце пробивали осиновым колом » (Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого. Т. 3. 2004).

Итак, наилучший материал для изготовления кола — осина. Помимо осины, использовались и некоторые другие растения, например, дуб. Южные славяне также делают колы из тёрна или бузины, известных своими обережными свойствами.

2. Размер кола

В голливудских фильмах об упокоении вампиров вместо колов любят изображать миниатюрные деревянные палочки длиной сантиметров 15-20 и диаметром 2 сантиметра. Героические охотники с полпиха втыкают маленькие колышки в рыхлые тела вампиров, причиняя им тяжкие травмы, несовместимые с их нежизнью. Однако настоящих фольклорных вампиров этим не пронять: welcome to real life:) Чтобы упокоить вампира, кол приставляют к его телу (груди, голове, заду) и забивают мощным ударом молота или кувалды. Брэм Стокер, например, советовал взять тяжёлый молоток, которым вы обычно разбиваете угольные глыбы у себя в подвале.

Кол не имеет обязательного фиксированного размера, который может зависеть от непосредственной цели использования. Одно дело, если вы хотите просто вбить кол в отдельно взятого упыря; другое — если вы хотите разрыть могилу и пробить насквозь гроб и вампира в нём, пригвоздив его к земле. Высота стандартного гроба — 50-70 см, т. е. длина кола для пробития гроба составит не менее 80 см. Таким образом, длина кола будет варьироваться от полуметра до метра и более. Диаметр кола зависит от размеров осины, выбранной для изготовления кола, и обычно равен диаметру осины. Однако слишком тонкий кол может сломаться, поэтому не рекомендуется использовать колы диаметром менее 40 миллиметров. Максимальная толщина ограничена только биологическими особенностями осины и вашими физическими возможностями: вбить целое бревно в труп, особенно если он сопротивляется, не каждому под силу.

Итак, необходимая длина кола — 50— 100 см и более, диаметр — 4— 7 см. Получается достаточно увесистый дрын.

3. Обработка кола

Гламурные синематографические колы аккуратно обструганы, тщательно ошкурены и иногда даже отполированы. Такое произведение искусства даже жаль вбивать в вампира. Но так ли важна эстетика? Тем более что кол — оружие одноразового применения, после забивания обратно не вынимается. Так как же должен быть изготовлен и обработан традиционный осиновый кол?

3.1. Нужно ли высушивать древесину осины и делать кол из сырого дерева?

Нет, сушить не нужно. Древесина должна быть «сырой». Эта практика даже нашла отражение в словарях второй половины XIX века:

«Избавиться от вампира, по мнению простонародья, одно средство: выкопать его труп, забить въ него острый сырой кол , отрубить голову и, вырвав сердце, сжечь его» (Настольный словарь для справок по всемъ отраслям знания под ред. Ф. Толля. Т. 1. 1863. С. 398).

«Избавиться от вампира, по мнению Кальмета, есть одно средство: выкопать его труп, забить в него сырой кол , отрубить голову, и вырвав сердце, сжечь его» (Справочный энциклопедический словарь под ред. А. Старчевского. Т. 3. 1854. С. 41).

Во втором примере есть отсылка к фундаментальному труду бенедектинца Антуана Августина Кальмета Traité sur les apparitions (1746). Однако в данном трактате нет ни слова о материале, из которого должен быть изготовлен кол или о том, что нужно использовать сырую или сухую древесину. Английский перевод трактата, выполненный в 1850 году, доступен в books.google.com и на Project Gutenberg. Таким образом, по всей видимости, в словарях отражена именно реальная восточнославянская практика того времени по изготовлению колов из сырой древесины. Этнографическая экспедиция, о которой пойдёт речь ниже, подтвердила этот вывод.

3.2. Нужно ли снимать кору с осины, ошкуривать кол?

Это очень интересный вопрос. Он оказался для нас неожиданным. Изначально, когда изучался диаметр кола, то выбор диаметра предполагал и обработку ствола осины, строгание под необходимый размер. Вопрос о том, чтобы оставить кору на месте даже не приходил в голову.

Вопрос о коре был поднят в ходе этнографической экспедиции Фольклорно-этнографического центра упокоения нежити Upyrnet в село Данилово Удмуртской Республики (2011). В селе до сих пор жива традиция использования осиновых колов для борьбы с нечистью. Незадолго до экспедиции в селе умирала ведьма, как и полагается весьма тяжело. Для облегчения её смерти использовался традиционный общеславянский ритуал — забивание осинового кола в конёк дома; по словам жителей села технология сработала безотказно. Наш вопрос о том, как правильно обработать поверхность кола был встречен крестьянами с недоумением: «Кору не нужно снимать. Когда кол забивают в могилу покойника, то лучше будет, если он прорастёт. Тогда уж точно покойник больше ходить не будет» , — сообщил источник. Этим же соображением объясняется и необходимость использования сырой осины — у неё больше шансов прорасти. Однако допускается и применение обструганного кола.

3.3. Как затачивать кол?

Кол должен быть достаточно острым, чтобы облегчить его забивание в мёртвое тело. Некоторые авторы указывает, что острие кола нужно обработать в огне для придания ему большей твёрдости. Большей информации в литературных и этнографических источниках разыскать пока не удалось. Крестьяне села Данилово сообщили нам больше подробностей. По их словам, острие кола должно выделываться ровно тремя ударами топора. На первый удар приговаривают «во имя Отца» , на второй — «и Сына» , на третий — «и Святаго Духа, аминь» .

4. Бечёвка

Бечёвка (тонкая верёвка) повязывается в верхней части кола. При забивании кола бечёвка находится над ладонью и препятствует случайному соскальзыванию руки. Тем не менее, помимо такого практического функционала, верёвка имеет и обережное назначение, ведь обвязывание верёвкой эквивалентно созданию магического круга . В селе Данилово бечёвку повязывают на кол в три круга, на каждый круг, аналогично с выделыванием острия, приговаривая: «во имя Отца», «и Сына» и «Святаго Духа, аминь» . Поэтому для поддержки ритуальных функций лучше воспользоваться бечёвкой из материала, который сам по себе является оберегом против ходячих покойников (лён, лыко, конопля и др.) Примечание для перфекционистов: идеальная бечёвка должна быть изготовлена 12-летней девочкой в день Святой Троицы. Степень обработанности: желательно использовать суровую (нестиранную) нить, некрашеную или красного цвета (красный цвет отпугивает нечисть).

5. Нанесение сакральных и обережных символов

Мы пока не нашли никаких регламентирующих предписаний по нанесению каких-либо сакральных и обережных символов на кол. В селе Данилово на кол ничего не наносят. Однако, на наш взгляд, использование христианской символики, например креста, который можно выжечь или вырезать на осиновой древесине, не может повредить.

Осиновый кол в могилу колдуна

Иллюстрация: shaminskiy.at.tut.by

В селе Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие. Сельчане в отдалении молча наблюдали за погребением, изредка перешептываясь друг с другом. Закола чивать крышку и опускать домовину в могилу наняли братьев из соседней деревни: те постоянно находились под градусом и ничего не боялись – ни колдунов, ни самого дьявола. К тому же, им пообещали выдать два литра самогона и закуску. Когда могила была засыпана землей, один из членов этой пьяной похоронной команды вбил в могилу здоровенный осиновый кол. "Так надо, – объяснили сельчане. – Теперь Ерофеич не поднимется, не будет по селу бродить и живых пугать". Некоторые, правда, считали эту меру не вполне достаточной. Особенно расстраивалась бабка Вера, чья матушка была родом из Вологодской губернии. "Надо было Ерофеича из избы не вперед ногами выносить, а головой, – шептала бабка, – а когда его на погост тащили, у первой реки остановиться, перевернуть в гробу и пятки подрезать. Мамка рассказывала, что у них так завсегда делали, когда колдунов хоронили..." Наконец, все было кончено. Народ с облегчением потек с кладбища. Собрались все в избе у Никифоровны. Думали – поминать усопшего или нет. Вроде бы, надо помянуть усопшего, но поминают ли колдунов – никто вспомнить не мог. "Как же за помин-то души пить, ежели он ее черту продал!" – сердилась бабка Вера. Решили просто так выпить и закусить. Пили сначала молча, но вскоре спиртное сделало свое дело – народ расхрабрился. Стали вспоминать, как помирал колдун Ерофеич. А помирал он тяжко. Несколько дней подряд его били судороги и он неоднократно падал с печки. Так под печкой и помер. А еще говорили, что перед смертью колдун старался свою волшебную силу передать. Пока еще мог ходить, бродил по селу и зазывал каждого встречного к себе в дом. Только никто к нему не пошел – страшно было. Лишь когда Ерофеич совсем ослаб, заходили к нему некоторые сердобольные сельчане – накормить да воды подать. Но все равно старались держатся от умирающего подальше и из рук ничего не давали, воду и еду ставили так, чтоб сам мог дотянуться. Предлагали, говорят, лекарства, но Ерофеич от них отказался. Колдун – он и есть колдун...

Помню, когда я ребенком отдыхал летом в деревне у бабы Нюши – сестры моей родной бабушки – мне запрещали ходить на двор к Кузиным. Все деревенские были убеждены, что старая Кузина – ведьма. Баба Нюша рассказывала, что она умеет оборачиваться свиньей, а ровно в полночь из трубы их дома вылетает пламя – это ведьма по своим колдовским делам полетела. Я однажды не удержался и, превозмогая страх, ночью подкрался к Кузинскому дому. Действительно, ровно в 12 ночи из трубы вылетел сноп искр. Тогда я жутко испугался, а теперь вот думаю, что печь эти самые Кузины чем-то не тем топили... Между прочим, деревня эта от Москвы всего в 200 км находилась, то есть не так уж и далеко от "цивилизации".

Что же касается покойного Ерофеича из Клюкова, то за несколько лет до его кончины я с ним встречался и даже имел непродолжительную беседу. Думаю, колдуном его считали не случайно. Уже тогда, то есть 15 лет назад, он казался очень старым. И внешность имел необычную: у него были длинные седые волосы, густая спутанная борода и колючий "волчий" взгляд. Жил Ерофеич бобылем, разговаривать не любил, вина не пил, а в его ветхом домишке, стоящем на самом краю села рядом с погостом, на котором его потом и схоронили, не было ни иконки, ни лампадки. На улицу Ерофеич выходил только под вечер, а что делал днем – одному черту известно (сельчане уверяли, что Ерофеич никогда не работал, жил продуктами с собственного огорода). Ходил он всегда насупившись, смотрел на белый свет исподлобья. Завидев идущего с большой суковатой палкой колдуна, сельчане спешили укрыться в избах, опасаясь "сглаза и порчи". Все свои беды (картошку колорадский жук поел, Ванька-тракторист вместе с трактором в речку свалился, теленок издох, куры плохо несутся, Матрену муж бросил и к почтальонше ушел и т.п.) они приписывали исключительно колдовским козням Ерофеича. Однако ссориться с ним, а тем паче побить, никто никогда не решался. Я, как городской житель, только смеялся над простодушием деревенских. И однажды, несмотря на то, что меня пытались отговорить, решил пойти проведать загадочного старика. Ерофеич встретил меня нелюбезно, в горницу не пустил. Отрекомендовался я писателем – мол, пишу книгу о деревне, собираю материал и хотел бы побеседовать со старожилом. Но говорить со мной старик не захотел. "Болтают тут про меня невесть что. Все потому, что подлый здесь народ живет, все пьяницы да лентяи... А с вами не о чем нам говорить, ничего я не помню и не знаю. Идите, откуда пришли..." Вот, собственно, и все слова, услышанные мной от Ерофеича. Позже мне кто-то рассказал, что Ерофеич – не местный. Будто бы еще во времена коллективизации он был раскулачен и сослан в Сибирь, но с полпути сбежал, долго где-то скрывался, а потом, когда можно стало, осел в Клюкове. Здесь он не сумел найти общий язык с местными жителями, ни с кем не подружился. Наверное, потому, что, во-первых, был чужаком, а во-вторых, обладал такой пугающей внешностью. В общем, Ерофеич затаил на людей обиду, этим и объяснялись странности его поведения. А поскольку в Клюкове испокон веков жила вера в нечистую силу, местные приняли его за чародея. Да Ерофеич от этого звания и не отказывался. Наверное, ему нравилось, что люди его боятся. И только когда он совсем занемог, страшно ему стало умирать в одиночестве, потому-то и стал он ходить по селу и зазывать к себе. Но сельчане истолковали его действия по-своему – записали в колдуны.

Традиционно в народе считается, что колдуны могут быть добровольные, невольные и природные. Добровольный, понятно дело, становился таковым по собственной воле, совершив соответствующий обряд. Невольному насильно (с помощью различных уловок) передавал знания умирающий колдун. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка – ведьмой. Люди боялись все трех категорий колдунов и для изобличения их использовали обычно три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Говорили, что если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом, стоит истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу. Было и еще несколько способов выявить колдуна. Например, положить нож острием кверху и прочитать воскресную молитву (Да воскреснет Бог) с конца – тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться. Или взять "сорокообеденный ладан" (пролежавший на престоле во время сорокоуста), растереть в порошок, всыпать в вино либо пиво и дать колдуну выпить – тогда он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет. А если в это время предложить ему напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет ее и затем потеряет всю силу. Был способ и единолично расправиться с колдуном. Для этого достаточно было ударить его наотмашь левой рукой, не оборачиваясь назад. Если при этом прольется кровь, то чародей уже испортился и в колдуны больше не годится.

Вот если бы в селе Клюкове знали хотя бы один из таких способов, то давно бы выяснили, что Ерофеич никаким колдуном не являлся, а был просто несчастным, разобиженным на весь свет, одиноким и странным человеком. Напрасно в его могилу осиновый кол вбили.


На вопрос почему принято убивать именно осиновым колом... В чём магия осины? заданный автором черносотенный лучший ответ это Осина известна как одно из деревьев, забирающих любую энергию - и положительную, и отрицательную. В языческой же традиции, согласно Седиру, осина имела благое значения дерева, исполненного избытка жизни и препятствующее злу.
На Руси не строили домов из осины, чтобы не навлечь на домочадцев постоянные напасти и болезни. Удар осиновой палкой по человеку ли, скотине ли мог закончиться их параличом. Связано это было с тем, чтобы жизненная сила человека не была выпита деревом досуха.
Всем известно, что неупокоенным мертвецам вбивали в грудь осиновый кол, тем самым вручая им билет в один конец - в мир мертвых. С той же целью в костры и могилы клали осиновые крестики - чтобы душа умершего могла как можно скорее добраться по прямому пути (осина - и есть путь, канал) на тот свет. В былинах встречается упоминание о том, что побежденную Бабу-Ягу придавливают к земле осиновыми корнями, т. е. отправляет в мир Нави.
У восточных славян есть сказка об обгоревшей осине, за которой путнику мерещился дом. Путник проводил в нем ночь, общался с хозяевами, а наутро выяснял, что ничего подобного не было, а сам он ночевал на земле. Т. е. осина выступала в роли "ворот", проводящих живое существо в нижний мир.
Осина работает как односторонний проводник. Поэтому считалась, что ветка осины, брошенная колдуном перед человеком, собьет последнего с дороги. Тропинка, по которой леший заманивает к себе, также устлана осиновыми ветвями. Если кто-то хотел покинуть раз и навсегда родные, но опостылевшие места, то ему следовало надломить ветку осины близ дороги, приговаривая: "пойду и осиною заломлю дорогу". Таким же способом отваживали русалок, топчущих хлеб.
Колдуны, желающие обернуться в волка, перекувыркивались через осиновый пень, тем самым преодолевая барьер между миром Яви и Нави. Колышек же осины, вбитый под основание дома, не давал возможности спокойно жить в нем, являя собой постоянный канал, ворующий силу, достаток и здоровье у хозяев, и раздражающий домового.
Несмотря на такое "дурное" прошлое, осина выступала незаменимым помощником для контактов человека с потусторонними силами. Осина со своей "проклятостью" опознает чуждое человеку, то, что приходит извне, из другого мира. Она не пропускает в наш мир существа Нави, но служит отличным проводником из нашего мира в мир мертвых.
На осину в народной медицине без ущерба для дерева сводили болезни.
Иногда в обмен на здоровье человек давал обещание не наносить осине вреда - не ломать ее ветвей, не рубить, не жечь.
Известно и другое, не менее ценное свойство осины - она почти не подвержена гниению, даже соприкасаясь постоянно с водой и землей. Она легко отделяет "нижнее" от "верхнего", служа воротами, через которые не пройти. Поэтому, например, положенные в основу бани осиновые бревна позволяют баннику (одному из представителей мелкого народца) спокойно обитать близ человека, но не позволяют ему приводить к себе "гостей" и "родственников" из нижнего мира. Эта же особенность построения бани сделала ее незаменимым местом для родов, когда нарушается привычная граница миров, и обрядов очищения.
Источник: Спасибо за вопрос

Высший разум
(232169)
можно и не указывать..

Ответ от Mari [гуру]
кого убивать то? в фильмах мистических убивали осиновым колом вымышленных героев? упырей и вампиров. Так это ж сказки? и слово "принято" ну тут совсем не канает!


Ответ от Европейский [гуру]
осина - дерево особенное. она и болезни из человека вытягивает, и негатив снимает и даже лечит, плюс и те самые особенности дополнительные: нечисть осины боится, таковы её (осины) "природные" свойства, а именно - особая энергетика. это работает так же как и "четверговая" соль, например. не каждая осина каждому человеку подйдет, если речь идет о болезнях, "свое" дерево нужно найти и попросить его о помощи, плюс некоторые манипуляции/ритуал или как хотите назовите (восприятие у каждого человека разное по этому поводу) . у каждого дерева своя особенность в этом разрезе и не только в этом. магия - в особой энергетике осины. любое существо/предмет и т. п. (даже камень) имееет свою энергетику - один лечит, другой калечит, третий вообще нейтрален. в чем магия осины.... попробуйте спосить ведьму - в чем заключается её магия/сила. в том же у осины.


Ответ от Алена шиман [гуру]
не знаю.... но эта тема для меня как магнит.... притягивает.... манит


Ответ от Простенок [гуру]
осино и серебро материалы, которые действуют на вампиров, вырдалаков и обротней


Ответ от я ТОТ,кто приходит НА ПОМОЩЬ. [гуру]
осинновый кол долго не гниёт.


Ответ от Ђарочка [гуру]
иуда на ней повесился


Ответ от Ольга Калашнюк [новичек]
все просто, иисус был распят на кресте из осины,


Ответ от Иван Иваноы [гуру]
я считаю - что Оина - самая слабая древисина ЛЕГКО ВПИТЫВАЮЩАЯ ВОДУ - и убивать мягким колом - глупо и непрактично - но больнее всего!


Ответ от Константин Чекмарёв [гуру]
Осина стойка к гниению, а значит кол будет дольше действовать.
Обратите внимание, купола древних храмов крыли дощечками (лемехом)
именно из осины, они стоят и по сей день.


Ответ от Лена. [гуру]
От осинки, не родятся апельсинки))


Ответ от АЛЕКСЕЙ ЗВЕРЕВ [гуру]
Лучше всего зайти в осиновую рощу, постоять там закрыв глаза. Вам станет очень неуютно, страшновато и захочется сбежать оттуда побыстрее. Много разных теорий, а в чём дело разобраться сложно. Люди пишут то что прочитали где-то или слышали от кого-то. Лучший способ- проверить самому.


Ответ от June [гуру]
Осина забирает негатив.


Ответ от PASHTET (Pasha888) [гуру]
А потому шо Именно Осину в старину в лесу старички-боровички и лешие Второй Гильдии заклинали на Обретение Вечного Проклятия. .
И теперь вампиры, которым её надо вбивать в сердце, теряют свою суть испуская дух, который и переноситься в высшие миры!...


Ответ от АНЕЧКА КУЗЬМЕНКО (ПРИБЫТКОВА) [мастер]
На осине Иуда повешался, когда он Иисуса за 30 серебрянников продал.


Ответ от Net [гуру]
Считается, что осина дерево вампир, забирает негатив.


Ответ от Екатерина Звездная)) [гуру]
Крепкая она осина, не гниет как другие деревья, выживает в самых заболоченных местах и на пожарищах выживает... .
крепкая против нечисти и... но сгнивает в "хороших условиях", забирая с собой весь негатив. Очень необычное дерево.
Вот даже сейчас подсказка мне идет - посмотреть еще из календаря друидов... а книги нужной на полках не вижу (делась куда-то) .
Может Вам Ответ не важен?)) , Вы его и так знаете?))


Ответ от Eniya * [активный]
Осина-дерево разрушения. Её магическими свойствами является то, что она подавляет отрицательную энергетику и очищает часть человеческой ауры. Если рассматривать конкретно Ваш вопрос, то в данном случае осина является проводником между двумя мирами-человеческим и потусторонним, освобождает от одержимости. Убивая осиновым колом, тем самым освобождается отрицательная энергетика и переходит в иное состояние-а именно: воздух, земля, вода, -при этом она очищается и становится безобидной.
Осина вообще помогает защититься от негативного воздействия любой нематериальной силы. Помогает не только живое дерево, но и изделия (украшения) из него.


Ответ от ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК [активный]
энергетика осины мощнейшая, сила в ней скрыта огромная. Осина – она как магнит очень сильный, и стоит тот магнит в воротах между двух миров. Весь негатив она в себя вбирает, да в потусторонний мир сбрасывает, а туда не дает утянуть все, что есть в этом мире хорошего» .
Кол из осины на разломе вбивать надо, там, где мир с миром сходятся, друг в друга вливаются. И тогда хорошо всем будет, а особо тем, кто в недобром месте дом свой поставил» .
Осиновый Колышек – эта такой предмет силы, с помощью которого можно как бы подкорректировать энергетику нашего дома. Не часто мы имеем возможность выбрать со всех сторон правильное в плане энергетики жилье. И часто проблемы, в жизни нашей возникающие, совершенно не связываем с энергетикой квартиры нашей. А надо всегда помнить: если вдруг у вас проблемы начались, прежде всего нужно проверить, все ли в порядке с квартирой. Нет ли там сущностей разрушительных, в том ли направлении энергия движется и т. д.

Осиновый кол считается наиболее мощным и эффективным оружием для упокоения «беспокойной» нежити: вампиров, упырей, вурдалаков и прочих «милейших созданий» природы, эпоса и … воображения!

…А также – ведьм и колдунов после кончины…

«Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , - указывал ещё историк, учёный и летописец Владимир Даль.

Почему так? – а потому что они считались проклятыми при жизни (заложными) душами, и одолеть их можно было лишь «проклятым» деревом – по принципу подобия. Similia similibus curentur. «Подобное лечится подобным»…или, говоря по-русски: клин — клином.. .

В старину за этими словами стоял реальный обычай: в могилу «колдуна» или «ведьмы» вбивали кол из осины, чтобы «нечистая вражья сила» не могла вредить честным людям в округе. Зло как бы «пригвождалось» к земле.. . негатив уходил прочь!

Вобщем не дошло дело до ритуала Потребовалось срочное вмешательство т.к. было очередное нападение чуть не сведшее человека в могилу, а я не дома и ритуал не мог совершить. Вот же бывают неугомонные люди и гадят без устали и не обращают внимания на то что уже я её предупредил прошлыми действиями.
Активировал став с таким оговором, вдруг кому понадобится. Слегка изменил выше представленый оговор.
Сам оговор: данный став разрушает колдовскую работу той что наводила порчу на (имя) ,отбирает у нее силу и блокирует поступление энергии, нужной для колдовства, со всех источников.

Выстраивает границу за которую не выйдет ни одно колдовство сделанное ею

и создает эффект безвременья и бесполезности трудов той что наводила порчу на (имя).

теряет способности к ясновидению и у неё закрывается доступ к получению информации из тонких миров

каким бы ни было способом.

Библейское происхождение вампиров

Такая интересная область псевдонауки, как демонология, считает, что первым вампиром был библейский персонаж Каин, который убил своего брата и был изгнан из Рая. Для усугубления ситуации он был обречен жить вечно в муках и страдании. Другая версия происхождения вампиров утверждает, что родоначальницей кровососущих упырей стала первая жена Адама - Лилит. Она тоже была изгнана из Рая за то, что был не слишком хорошей супругой. Объединяющая эти версии теория гласит, что именно Лилит обучила Каина пользоваться силой крови, чтобы превращать других людей в свое подобие.

В дальнейшем Каин создал троих вампиров, и уже с их помощью род кровопийц размножился и распространился по миру, нагоняя страх и ужас на людей. В некоторых источниках указано, что Каин, придя в ужас от действий своих порождений, безуспешно пытался их остановить.

Люди изыскивали способы бороться с вампирами, обращаясь ко всему тому, что олицетворяет Бога.

Кто такие ведьмы знают многие. Но немногим известно об этимологии названия этой нечисти. От двух древних слов происходит слово ведьма: «ведь» - знание и «мать». Отталкиваясь от этого, можно достоверно утверждать, что к ведьмам относили женщин, которые обладали сакральными знаниями, полученным от Матери-Земли. Есть предположения, что её жрицами они были изначально. Однако впоследствии возникло немало верований, которые наложили свой отпечаток на сущность ведьм, как представительниц нечистой силы. Свое влияние оказало и христианское бытование. Ведьм стали воспринимать совсем иначе. Однако первоначальное суждение в народном создании об этих нечистых существах не изменилось.

В демонологии, которая сложилась у западных и восточных славян, страшные ведьмы являются одними из главных персонажей. В себе эти существа несли две сути – именно об этом утверждали народные представления, которые существовали в древние века.

Давайте разберемся, как убить ведьму и кто же она такая

Ведьмы издревле окружают обычных людей, но старались не подавать виду, чтобы не быть убитыми и сожженными. Сама ведьма ничего плохого не несет человеческому роду, она может быть как доброй, так и злой. Чаще всего применять свои чары и силы ее заставляли обстоятельства или просьбы чужих людей. Ведьмой могла стать только женщина, так как женское начало магично по своей природе. Только женщина может подарить новую жизнь и всегда найти правильный путь на нелегком жизненном пути. Именно поэтому у прекрасного пола так развита интуиция и природные (лесная ведьма) тайные силы.

Ведьма, которая использует свои знания и силы на привлечение злых духов и нанесение зла на других людей получила в народе негативный окрас и стала отрицательным персонажем в народном фольклоре разных стран. Ведьмы живут среди нас и сейчас. Теперь они способны подстраиваться под человеческий быт, обстановку и обстоятельства.

ВедьмыЭтимологически слово «ведьма» происходит от древнерусских слов «ведь» — знание и «мать». Что, скорее всего, означало обладание ведьмами сакрального знания, которое они получали от Матери-Земли. Вероятно, изначально ведьмы были её жрицами. Однако, последующие наслоения верований и представлений под воздействием христианского бытования значительно изменили представление о ведьмах, но не смогли изгнать их из народного сознания.

Ведьмы являются одним из основных персонажей в демонологии восточных и западных славян. По народным представлениям ведьмы несли в себе две сути, иногда совершенно независимые друг от друга – человеческую и демоническую.

В этом году, болгарском городе Созопол археологи обнаружили останки вампиров 800-летней давности. Рабочие, занятые на раскопках, не поверили глазам: два мужских скелета были проткнуты кольями в области сердца.

Как убить вампира?

Именно так в Средние века люди расправлялись с вампирами. Впрочем, ученых подобная находка не удивила. Директор Национального исторического музея в Софии Божидар Димитров сообщил, что за последние годы в его стране обнаружено более ста похожих скелетов.

В Средиземноморье и Восточной Европе верили в существование вампиров вплоть до XX века. Если человек при жизни был злым, то после смерти, по мнению обывателей, он превращался в вампира. О том, что в деревне завелся кровосос, судили по характерным приметам. Если, например, сразу после смерти у кого-либо из односельчан пропадал скот или вдруг умирали его соседи, сомнения не возникало: виноват мертвец! Дескать, встав из гроба, он творит всякие безобразия.

Кто такие ведьмы

Есть такая избитая фраза: «Все женщины — ведьмы». Причем говорят это обычно недоброжелательным тоном. Вы и сами, наверное, не раз это слышали и обижались. И абсолютно напрасно. Недоброжелатели даже не догадываются, какой комплимент женщинам делают!

Ведь слово «ведьма» ничего плохого в себе не несет. Оно происходит от слова «ведать». Значит, ведьма — это женщина, которая ведает что-то такое, что скрыто от прочих глаз. У женщин интуиция развита значительно, лучше, чем у мужчин. А ведь только с помощью интуиции можно пробиться к глубинному знанию о мире и о себе. Поэтому женщины могут постичь истинную суть всех событий и явлений мира; вот почему им легче понять, как правильнее себя вести в разных жизненных ситуациях. Женская душа магична по своей природе. А магична она потому, что ей подвластно интуитивное познание мира — гораздо более топкое и точное, чем логическое.

Как умирают ведьмы и как облегчить им смерть?Известно, что занимаясь магией, женщине приходится развивать свою астральную сущность — именно эта энергия помогает при различных ритуалах и заклинаниях. Когда приходит время умирать, астрал не отпускает душу, пока ведьма не передаст силу кому-нибудь.

Когда близкие или знакомые видят, как умирает ведьма, вряд ли кто-нибудь захочет идти по её стопам, взяв от неё силу. Встречаются, впрочем, такие люди, которые учились у неё колдовству и, желая стать сильнее, дотрагиваются до руки умирающей.

Часто говорят, что ведьмы творят только зло, и поэтому не могут умереть спокойно. Но что можно считать злом, а что добром? Эти понятия весьма относительны. Волк, убивая какое-то животное хочет всего лишь поесть, но его называют злым. Человек уничтожает в войнах себе подобных, а его объявляют героем. У ведьм свои понятия о добре и зле, не всегда совпадающие с общепринятыми.

С малых лет мы все наслышаны о сакральных свойствах осины и это не только навязанный кинематографом стереотип материала, с помощью которого уничтожаются вампиры. На самом деле свойства осины гораздо более обширны. Осина действительно может защитить нас от сакральных сущностей: привидений, энергетических вампиров и другой иррациональной нечистой силы, что так любит посещать нас в ночное время.

Также осина хорошо ограждает и защищает вас от присутствия злых и недобрых людей. Для этого носите в левом кармане вашей повседневной одежды три небольших осиновые палочки. Осина очень хорошо поглощает отрицательную энергию, и когда вы вдруг почувствуете, что вам просто необходимо сбросить с себя тяжесть накопившихся проблем и освободиться от негатива, то обратитесь за помощью к осине. Ведь общение с этим удивительным деревом помогает избавиться от беспричинного страха, каких-то навязчивых мыслей и успокоить нервную систему. Осина способна даже отвести казалась бы неминуемую смерть.


Осиновый колышек

Осиновый колышек это не только символ борьбы с нечистой силой, но и мощный Предмет Силы, с помощью которого можно оградить ваше жилище и вас самих от плохой энергетики, а также сохранить положительную энергию, перекрыв её утечку.

Как изготовить оберег из осинового колышка

Осиновый колышек вы должны изготовить из живого дерева. Ни в коем случае не используйте сушняк или обычный брусок, спиленный бог весть когда. От такого колышка будет мало проку; лучше посетите лес: и воздухом свежим, подышите, и материал необходимый подготовите. В лесу нам будет необходимо провести специальный ритуал, который даст вам полноценную магическую защиту в виде осинового колышка.

Ритуал «Живое Дерево»


Чтобы совершить этот ритуал вам необходимо запастись абсолютно новым ножом с деревянной ручкой, которым ещё не пользовались; небольшим мешочком (размером с тетрадный лист бумаги) сшитым из неокрашеной натуральной ткани.

Дождитесь, когда луна начнёт расти, и утром отправляетесь на природу или в парк, где имеются осиновые деревья. Ритуал должен быть проведён до полудня. Выберете ясный погожий день. Дерево не должно быть слишком старым или слишком молодым.

Для проведения ритуала повернитесь лицом к востоку и проговорите заговор:

«Мать моя. Мать-земля. Добрая и всемогущая. Я знаю, ты любишь меня, ты любишь меня, ты поможешь мне. Ты поможешь мне, ты защитишь меня. Ты – цветущий сад, ты – синие моря. Ты – синие моря, ты – высокие горы. Ты – высокие горы, ты – зелёные леса. Ты – зелёные леса, ты – быстрые реки. Ты – мой дом, ты – моя душа. Мы – одно. Проведи меня светлым днём. Сохрани меня звёздной ночью. Защити меня от злой напасти. Дай мне счастье и дай любовь. Я дитя твоё»

После этого срезаем несколько веточек осины. При этом нож необходимо держать в правой руке, а срезая ветку, скажите:

«Друзья мои милые! Друзья мои зелёные! Радость вы нам подарите, Здоровье, Счастье и Любовь!»

Срезанные веточки осины положите в мешочек и плотно его завязите. Не забудьте поблагодарить осину, которая отдала вам свои ветки:

«Спасибо вам, милые. Спасибо, хорошие, за Радость, за Счастье, за Добро и Любовь!»

При этом следует, сначала поклонится дереву, а затем всему лесу или парку, где вы совершали ритуал.

Осиновый колышек нужно вырезать тем же самым ножом, что вы срезали ветки. Размер колышка не должен превышать ширины вашей ладони. Один из концов осинового колышка необходимо заточить, на втором сделать ровный перпендикулярный срез.

Теперь нам нужно определить место, где осиновый колышек принесёт наибольшую пользу. В любом жилище есть энергетические разломы, которые чаще всего появляются там, где протекает грязная вода. Скорее всего, это будет санузел вашей квартиры. В нем необходимо найти самое уязвимое место. Для этого нужно взять осиновый колышек в правую руку остриём вверх. Сожмите кулак с колышком и вытяните руку вперёд. Пройдитесь с вытянутой рукой, в которой зажат ваш колышек по всем местам, где протекает грязная вода: кухонная мойка, туалет, ванная комната. В том месте, где имеется энергетический разлом, ваша рука самопроизвольно дёрнется или задрожит.

После того как места утечки энергии найдено, вам нужно будет провести ритуал вбивания осинового колышка. Делается это следующим образом. Удерживая колышек остриём вниз в левой руке на весу, хлопаем по нему сверху несколько раз правой рукой, проговаривая следующие слова:

«Пусть плохое прочь уйдёт, а хорошее придёт (произнести нужно три раза), колышек осиновый, ты на место вставай, дом от зла ограждай»

После этого колышек заворачивается в новую хлопчатобумажную ткань белого цвета, посыпать на свёрток четверговой солью и спрятать его рядом с энергетическим разломом. Теперь осиновый колышек будет препятствовать утечке в разлом положительной энергии, и препятствовать проникновению отрицательной.