Изучение опыта работы учителей и логопедов. Из опыта работы учителя логопеда детского сада с презентацией. Гигиенические, графические, орфографические

высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 25 «Теремок»

г. Вольска Саратовской области»

Вольск, 2010

1. Формирования у детей знаний на уровне буквы и слога…………………….. 5

2. Формирования у детей знаний на уровне слова……………………………….7

3. Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения….. 9

4. Применение на занятиях по обучению детей грамоте индивидуальных карточек ……………………………………………………………………………………10

Заключение. Список используемой литературы ……………………………. 15

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация …………………………………………………………………………….16

1 этап. Целеполагание ………………………………………………………..….18

2 этап. Разработка проекта ……………………………………………………... 19

3 этап. Пути реализации ………………………………………………………... 19

Таблица «Список сказок и мультфильмов для использования при прохождении лексических тем на занятиях по развитию связанной речи» …………….. 20

4 этап. Презентация проекта …………………………………………………… 22

2. Конспекты:

1. Тематическое итоговое занятие в подготовительной к школе группе по сказкам «Читаем Пушкина» …………………………………………... 23

2. Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе «Буратино и Пончик учат звуки. Дифференциация /Б/-/П/» ……………………………………… 26


3. Логоритмическое занятие в старшей группе детей с ОНР «Встреча с Федорой»…………………………………………………………………………….. 28

4. Викторина для детей подготовительной к школе группе и их родителей «Сказка - для доброго дня закваска» ………………………………………………... 31

5. КВН в подготовительной к школе группе «Что за прелесть эти сказки!».. 35

6. Речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Путешествие в Цветочный город» ………………………………………………………………… 44

7. Итоговое занятие в старшей логопедической группе «Волшебный мир цветов»……………………………………………………………………………... 49

8. Занятие с родителями воспитанников старшей логопедической группы «Встреча в стране детства» ……………………………………………………………….. 53

учитель – логопед высшей квалификационной категории, МДОУ «Детский сад №25 «Теремок» г. Вольска Саратовской области», Почетный работник общего образования РФ.

Татьяна Николаевна – грамотный, творческий, квалифицированный педагог, хорошо владеющий методикой коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития.

Татьяна Николаевна принимает активное участие в работе районного методического объединения учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений, является членом районной психолого – медико – педагогической комиссии, творческой группы учителей – логопедов ДОУ.

Свой опыт работы Татьяна Николаевна использует в муниципальных и межмуниципальных конкурсах педагогического мастерства. Она является активным участником областных семинаров, всероссийской методической конференции «Методическое сопровождение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы этого педагога печатаются в сборниках МУО «УИМЦ» г. Вольска Саратовской области», ИЦ «Наука» г. Саратов.

Татьяна Николаевна имеет сайт в информационной сети «Бибигон», где делится опытом работы с коллегами , является активным участником сетевого сообщества учителей – логопедов Открытый класс.

Развитие познавательных способностей дошкольников

на занятиях по обучению грамоте

«Обучение должно идти впереди

развития и вести его за собой»

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причём эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребёнка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Для повышения эффективности обучению грамоте в детском саду рекомендуется использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Психологами доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. На занятиях дети должны не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Как показала практика, занимательный речевой материал, интересные игры и упражнения, сюрпризные моменты способствуют развитию познавательных способностей детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятий.


На логопедических занятиях желательно применять разнообразные упражнения и игры с чётко организованной системой обратной связи: карточки, символы, цифровой ряд, звуковые линейки, схемы, действия с мячом, движения и т. д., что помогает детям не только научиться читать, но и предупредить расстройства письменной речи (дисграфию).

Занятия-игры способствую развитию фонема тического слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли.

1. Формирования у детей знаний на уровне буквы и слога

Для формирования у детей знаний на уровне буквы и слога используются игры, задания и упражнения:

1) выкладывание букв из счётных палочек с фиксированием внимания на расположении и количестве элементов (с использованием стихов А. Шибаева);

2) реконструкция букв (добавить, передвинуть, убрать палочку);

3) конструирование букв из различного материала (камешки, тесьма, карандаши), игра – «Буквенные узоры»;

4) моделирование букв по образцу и самостоятельно из элементов: овал, полуовал, длинные и короткие палочки;

5) рисование или раскрашивание ассоциативных рисунков, игра – «На что похожа буква?»;

6) определение правильной буквы среди «зеркальных», наложенных друг на друга контуров букв, игра – «Буквы - перевёртыши»;

7) нахождение недостающий элемент буквы, игра – «Дед Буквоед»;

8) нахождение букв в геометрических фигурах, в рисунках, в изографах, игра – «Найди букву»;

9) обведение букв по трафарету или шаблону, штриховка или раскрашивание букв, игра – «Оденем жителей Буквограда»;

10) придумывание слов на заданную букву в определённой позиции, игра – «Кто больше?»;

12) составление слогов по первым звукам слов (по картинкам и без них);

13) придумывание слов на определённый слог, игра – «Слоговой аукцион».


Игра – «Жители Буквограда»

2 этап. Разработка проекта

1. Довести до участников проекта важность данной темы.

2.Провести консультацию для педагогов ДОУ « Сказка - наш друг и помощник».

3.Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по теме проекта.

4.Подобрать игрушки, изготовить атрибуты, кукольные персонажи для игровой и театрализованной деятельности.

5.Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

6.Составить перспективный план работы

3 этап. Реализация проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Дидактические игры «Теремок», «Репка».

Сюжетно- ролевые игры «Доктор Айболит», « В гостях у Красной Шапочки», «Уроки Мальвины», «Библиотека»; настольно - печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки», «Сказки Пушкина», «Воспитываем сказкой», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»

Познавательное развитие

Ознакомление с

художественной

литературой

Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок (см. таблицу).

Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:

« Русские народные сказки», «Сказки народов мира», «Сказки русских и зарубежных писателей». Тематические подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки». Викторины. Экскурсия в библиотеку.

Развитие речи

Пересказ сказок. Заучивание и чтение в лицах отрывков из сказок. Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Составление творческих рассказов. Сочинение своего начала или конца к известным сказкам. «Кто придумает конец, тот и будет молодец». Сочинение сказок (индивидуально и коллективно): «Небывальщина да неслыхальщина», «Мы волшебники», « Я сочиняю сказку».

Использование средств мультипликации(см.таблицу).

Театрализованная

деятельность

Инсценировка и драматизация сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Сказка о глупом мышонке»,кукольный спектакль «По - щучьему велению ». Речевое развлечение «Путешествие в Цветочный город». Конкурс на лучшего исполнителя роли. Поход в драматический театр на детские спектакли.

Изобразительная

деятельность

Рисование «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (коллективно в группе и дома с родителями).

Конкурс рисунков на асфальте «По дорогам сказок».

Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. Русские народные хороводы и игры с пением и музыкальным сопровождением: «Теремок», «Волк и козлята», «Зайцы и лисы», «Лиса по лесу ходила», «Лесная зверобика», «В гости к Вини - Пуху», «Львёнок и черепаха».

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры на сюжет сказок: «Палочка - выручалочка», «Гуси- лебеди», «Два Мороза», «У медведя во бору», «Гори – гори ясно…» др.

Работа с родителями

Индивидуальные консультации «Сказка в жизни ребёнка». Оформление информационных папок и стендов: «Любимые сказки наших детей», «Читаем вместе», «Рисуем сказку вместе», «Не забывайте народные игры».

Привлечение родителей к участию в выставках, в развлечениях, логопедических досугах, викторинах, КВН, к изготовлению костюмов, атрибутов к играм, поделок, кукол для театра.

Продуктивная

деятельность

Изготовление декораций для настольного театра из бумаги, природного и бросового материала, колпачков для театра бибабо, оригами. Выставка поделок из природного материала - «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Конкурс: «Сказка на песке», « Волшебный замок»

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ поступают дети, имеющие отклонения в развитии устной и письменной речи, что препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
В последние годы школьному логопеду приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д.

Проанализировав работу учителей-логопедов в сельских школах видно, какие трудности встают на их пути:
увеличение численности обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи;
увеличение численности обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями – дизартрией, заиканием, ринолалией, которым нужна помощь медицинского логопеда;
увеличение количества детей с СПЗ и ЗПР, с «гиподинамическим синдромом» и детей с гиперактивностью;
появление в сельских школах детей с двуязычием, для которых русский язык является иностранным;
увеличение количества детей с ОВЗ;
усложнение школьных программ, вследствие этого возрастает количество детей с трудностями в обучении. Современные программы общеобразовательной школы построены из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими серьезных речевых нарушений, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития) Очень сложно таким детям учить в начальной школе несколько языков одновременно.
неоднородный состав речевых патологий у школьников (это создаёт проблему комплектации групп, занятия в основном индивидуальные);
неумение и нежелание некоторых родителей помочь своим детям.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Каждый год в сентябре я провожу обследование первоклассников по методике раннего выявления дислексии, разработанной А,Н.Корневым.

Вот результаты логопедического обследования первоклассников по МРВД за последние семь лет. (Количество детей от общего числа первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексии).

Предельная наполняемость логопункта сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек, а в нашей школе от 26 до 35. Кроме этого логопедические занятия проводятся с 2 детьми, обучающимися по индивидуальным программам школы 8 вида. В июне работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи из малокомплектных школ - структурных подразделений нашей школы. Занятия с обучающимися проводятся в основном индивидуально, т. к. зачислены в логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание), ЗПР и СПЗ. Большая часть детей посещают логопедические занятия все четыре года. Занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю во второй половине дня. Дети приходят уже уставшие, но пропусков логопедических занятий без уважительной причины практически нет.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
В своей работе использую обучающие и развивающие компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Русский язык 1кл», «Баба Яга учится читать», «Фраза», «Тренировка быстрого чтения», «Веселый диктант», «Семейный наставник», « Размышлялки» и т.д. Кроме этого мною приобретено очень много развивающих игр, помогающих учащимся быстрее усвоить проблемные темы русского языка: «Орфография с секретом», «Товарищ мягкий знак», «Чудеса во множественном числе», «Каждому слову – свое место», «Словесный калейдоскоп», «Мысль бежит, слово догоняет» и т.д. Очень нравятся детям развивающие раскраски « Самые проблемные темы по русскому языку» Анны Вайнруб. В работе над словарными словами использую методику О.Б. Иншаковой, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов и технологию «Учение без мучения» Г.М.Загебард; в работе над безударными гласными также успешно применяю технологию « Учение без мучения», упражнения по развитию антиципации (чтению по догадке) помогают не только увеличить скорость чтения, но лучше и быстрее понять прочитанное.

Для занятий с детьми, обучающимся по индивидуальным программам школы 8 вида, для совершенствования произносительной стороны речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма использую веселую логоритмику, пальчиковые игры, песенки-игры для общего развития ребенка Екатерины Железновой; «Веселые игры для развития речи и слуха» - эффективную компьютерную программу для работы над «трудными звуками», стихи с движениями, чистоговорки с картинками, артикуляционную гимнастику в картинках, упражнения с массажным мячом, массаж карандашами, цветные счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и т.д.

Одним из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемого при коррекции тяжелых речевых нарушений является логопедический массаж. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Для работы с детьми я использую логопедический массаж Е.А.Дьяковой, (точечный массаж, зондовый массаж). Такой массаж используется в центрах патологии речи в Москве, широко распространен в нашей стране и за рубежом.

Имею сертификаты. Для массажа приобретено все необходимое: специальный массажный стол, массажные зонды, логостимулоны для массажа артикуляторных мышц и коррекции эластичности губных и подъязычной связок, стерилизатор для обработки логопедических зондов. С октября 2008 года логопедический массаж сделан 45 детям с дизартрией, заиканием и ринолалией. Это 85 курсов (1 курс – 10 сеансов). Из них: Работа логопедом проводится очень большая, сил и энергии такие дети забирают очень много. Результаты моей работы замечают учителя начальных классов, родители и сами дети. Учащиеся с удовольствием ходят на логопедические занятия. Они становятся намного увереннее в своих силах, у них улучшается успеваемость.

Учитель-логопед, МБОУ «Лешуконская СОШ» с. Лешуконское Архангельской области: Михеева Ирина Ивановна

Связь логопедии и русского языка очевидна и не нуждается в особых доказательствах. Работа в специальной коррекционной школе седьмого вида для детей с задержкой психического развития (сейчас ГБСКОУ для детей с ОВЗ) более 15 лет учителем-логопедом и учителем русского языка ещё раз подтверждает это.

Речь – основное понятие, связывающее две науки. Нарушения речи – общая проблема для учителей и логопедов специальных коррекционных школ. Развитие речи (в широком понимании) является общей задачей.

Одинаково важны и часты в употреблении десятки слов, понятий, терминов. Например: язык, норма, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, развитие речи, коррекция речи, формирование, воспитание, речевые умения и навыки, звуки, буквы, слова, предложения, лексика, грамматика, текст, пересказ, чтение, письмо, общение, речевые игры, ребусы, правильность, красота речи, культура, овладение, понимание, языковое чутьё, словарь и т. д.

Перекликаются и направления работы. Логопедия и русский язык (как школьный предмет) – педагогические науки, призванные воспитывать, развивать личность посредством развития речи (в широком смысле). На тех и других занятиях учителя ставят задачи обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию.

Учитель русского языка и учитель-логопед требуют правильной, четкой, в меру громкой и медленной речи, полного ответа на вопросы, и сами должны являться образцом для речевого подражания.

Логопедическое воздействие (как и воздействие уроками русского языка) осуществляется словесными, наглядными и практическими методами. В процессе формирования правильной речи специалисты коррекционного учреждения учитывают общедидактические и методические принципы обучения (связь умственного и речевого развития, коммуникативно-деятельностный подход, стимуляция речевой активности, формирование элементарного осознания языковых явлений) и опираются на принципы коррекции речи.



И тем, и другим специалистам необходимо знание и понимание практического значения основных принципов русской орфографии (фонетического, традиционного, морфологического).

Общими для логопедических занятий и уроков русского языка являются и многие темы: «Ударение», «Гласные и согласные», «Звуки и буквы», «Точка и большая буква в предложении», «Ь» и т.д. Логопеды работают на своих занятиях с сочетаниями «ши-жи», «чу-щу», с безударными гласными, предлогами и приставками. При планировании занятий логопед определяет не только логопедическую, но и грамматическую тему (сочетая материал с определенной лексикой).

Логопедическая работа ведется с учетом программного материала по русскому языку. В средних классах коррекционных школ при коррекции дизорфографии в планирование включаются все основные (имеющие практическую значимость) темы соответствующего класса. Учителя русского языка могут использовать на своих уроках логопедические упражнения для закрепления определенных умений, для развития различных сторон речи.

Учителя – логопеды и учителя русского языка часто используют одни и те же игры, упражнения, задания, одинаковую литературу с речевыми развивающими играми, занимательным материалом по русскому языку (например, всем известные книги В. Волиной). Ребусы, кроссворды, загадки, занимательные рассказы о явлениях и тайнах языка являются богатейшим материалом для уроков русского языка и логопедических занятий.

Похожи и некоторые виды заданий:

Найти, подчеркнуть (буквы, слова и т.д.)

Вставить пропущенные буквы, слова

Подобрать или образовать пару

Проговорить про себя, вслух по одному, хором

Распределить по группам

Составить слово (из букв, слогов), предложение

Найти ошибку

Выписать

и многие другие.

Личный опыт позволяет говорить о большей эффективности, более высокой результативности у учащихся при такой организации работы, когда уроки русского языка в средней школе ведёт учитель, занимающийся с этими же детьми логопедией в начальной школе (по необходимости – и в средней). Конечно, такой вариант является исключением из правил. Тогда учителям-логопедам и учителям русского языка очень важно работать в тесном сотрудничестве.

Учителя-логопеды и учителя, преподающие русский язык, могут организовать различные формы взаимодействия:

Создание логопедами «логопедических минуток» для использования на уроках русского языка.

Включение материала русского языка в логопедические занятия.

Проведение интегрированных коррекционных занятий

Проведение совместных заседаний МО.

Взаимопосещение уроков.

Ведение тетрадей взаимосвязи.

Создание стендов и папок с полезной друг для друга информацией

Совместная проверка письменных работ и техники чтения.

Индивидуальные беседы и консультации.

В данной статье мы не касались принципиальных отличий в подходах к воздействию на учащихся на уроках русского языка и логопедических занятиях, в программах, в требованиях, в оценивании деятельности учащихся, в формах проведения. В кратком изложении основы работы указанных выше учителей мы попытались показать то общее, что связывает эти две науки, - формирование правильной речи как общую задачу работы специалистов по логопедии и русскому языку.

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.

В настоящее время в школу приходит много детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты. Такие дети требуют к себе особого внимания учителя и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

Условия эффективного сотрудничества:

· установление партнёрских отношений в процессе сопровождения ребёнка;

· учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему, а логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка;

· учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований;

· учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной;

· в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.

Формы сотрудничества:

· консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;

· индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;

· тематические консультации;

· круглые столы и семинары для педагогов;

· взаимное посещение занятий и уроков.

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений: