Роль и значение финансов в экономике. Роль финансов в экономике 6 роль финансовых ресурсов в экономике государства

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта.

Когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования.

К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы - это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства.

А также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д.

Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств.

Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

  • - предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • - предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
  • - государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • - государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
  • - предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • - отдельными звеньями бюджетной системы;
  • - органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
  • - денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов.

На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики.

Так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов.

В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям :

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

Выражается в покрытии затрат производителей за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов через перераспределение финансовых ресурсов.

Достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Специфика финансов как экономической категории проявляется в их функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. И в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и отличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Вопрос о функция финансов относится к числу дискуссионных. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную . Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Выделяют так же функцию формирования денежных фондов и средств и функцию использования денежных фондов и средств . Однако последние две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Функции финансов осуществляются:

на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);

на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Распределительная функция заключается в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и между всеми членами общества, а также между сферами материального производства и социально-культурной сферой.

Формой реализации данной функции является создание первичных и вторичных доходов.

Первичные, или основные, доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников процесса материального производства.

Вторичные, или производные, доходы формируются путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной (социально-культурной) сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами.

Наличие вторичных доходов обусловлено тем, что первичные не в полной мере обеспечивают достаточную финансовую базу для развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы (науки, здравоохранения, образования), а также межотраслевого и территориального перераспределения.

Учетно-контрольная функция финансов проявляется в том, что они являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением, и обращением экономического продукта. Финансовый анализ, учет и контроль позволяют выявить те диспропорции, которые складываются в распределении денежных средств: несвоевременное создание и поступление финансовых ресурсов в распоряжение различных субъектов хозяйствования, неэкономное и неэффективное использование.

Объектом учетно-контрольной функции финансов являются:

На микроуровне - финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача);

На макроуровне - ВВП.

Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, различают:

Государственный финансовый контроль (Счетная палата, Министерство финансов, Налоговая служба и т.д.);

Внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий, учреждений, организаций;

Общественный финансовый контроль;

Аудиторский финансовый контроль.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств .

Распределительная и учетно-контрольная функции финансов осуществляются не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым - воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.

В целях регулирования экономики государством используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, государственные расходы, налоги, государственный кредит.

Регулирующая функция проявляется на всех уровнях и во всех сферах организации финансовых отношений, в иерархии ее построения.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Стабилизирующая функция заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону.

Рычагами воздействия являются :

Цены и тарифы

Экспортные и импортные пошлины и тарифы

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и

расширенного производства. Способствует развитию производства через рост инвестиций.

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления , виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главных направления финансового влияния на процессы общественного развития:

Многие ошибочно думают, что финансы это непосредственно денежные средства и их эквиваленты (драгоценные металлы, Ценные бумаги и т.п.), но в реальности финансы это операции с денежными активами и их эквивалентами.

Роль финансов можно увидеть в основных функциях финансовых отношений: распределение, использование и перераспределение финансовых средств между участниками рынка. Финансы должны образовываться путем создания и инвестирования в различные объекты бизнеса, привлечение их у домохозяйств (частных инвесторов), использования свободных денежных средств предприятий, учреждений и организаций, а так же средств на денежных счетах государственных органов, когда они временно свободны от хозяйственных операций. Их распределение заключается в использование свободных средств у субъектов хозяйствования и предоставление их объектам бизнеса, частным лицам и государственным учреждениям, которым эти средства необходимы в данный момент времени. Именно на таких принципах строиться система взаиморасчетов в виде кредитов среди частных лиц, юридических лиц и государственных учреждений. Перераспределение финансов проявляется в действия государства и финансово-кредитных учреждений в системе использования средств одних лиц для обеспечения возможности функционирования и развития других субъектов хозяйствования и частных лиц.

Предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, не могут обходиться без финансовых средств, в данном случаи роль финансов заключается в обеспечении данных субъектов средствами, которые необходимы для функционирования, работы и развития как отдельно взятого предприятия, так и в целом всю отрасль и даже экономику страны. Для получения кредитов и инвестиций, предприятия должны обратиться к финансовым учреждениям либо к частным инвесторам, которые будут осуществлять финансовую деятельность в виде кредитования и инвестирования. Данные виды деятельности не возможны без применения такого инструментов как финансовые средства и финансы.

Финансирования это процесс предоставления и использования по целевому характеру средств для определенных нужд с целью дальнейшего получения прибыли или социального эффекта. Под ролью финансов можно понимать систему, которая способствует осуществлению бизнес процессов на предприятии и все иных запланированных финансовых операций. Малый бизнес и средний бизнес, как и каждый субъект бизнеса, нуждается в привлеченных и заемных средствах. Осуществить данные процессы (заем средств) возможно только при использовании финансов в рыночно экономики. Финансы оказывают содействия экономики в виде изменений в наиболее приоритетных отраслях хозяйствования на данный момент времени.

Финансовая система, как экономическая категория, предусматривает эксплуатацию централизованных и децентрализованных бюджетных фондов с целью обеспечения хозяйственной деятельности и перераспределения благ в обществе.

На практике, независимо от политического устройства и особенностей экономической системы, любое государство не может обходиться без финансов.
Исторический опыт тоталитарных режимов показывает что, несмотря на идеологический подтекст, исключающий любые проявления капитализма, от финансовых и товарно-денежных отношений социалистические страны отказаться так и не смогли.
Данный факт подтверждает особую роль финансов в экономике, поскольку финансы без государственного регулирования могут существовать, а вот государство без финансов полноценно функционировать не способно.

Характеристика финансовой системы!

Итак, финансы – инструмент по реализации экономического и социального развития. В социалистических странах он необходим для обеспечения интересов партийной верхушки и привилегированных классов, в демократических – для организации высокоэффективного производства и равномерного распределения ресурсов.

Однако не только государства способны распоряжаться финансами. В условиях рыночных отношений, субъектами финансовой деятельности также могут выступать юридические лица и, непосредственно, население.

Отсюда вытекает следующая характеристика финансовой системы, состоящая из двух компонентов:

  1. Социальные или общественные финансы
  2. Финансы, принадлежащие хозяйствующему субъекту – собственнику

Каждый элемент системы имеет отличительные черты и служит для разрешения определенных задач, но вместе они образуют единое целое – финансовую систему, способную функционировать на одноименном рынке, который вместе с рынком труда, а также рынком товаров и услуг формирует рыночную экономику.

Роль финансов в экономике: особенности!

С падением стран социалистического лагеря на рубеже 80-90 гг. XX в., развитие рыночных отношений переходит на качественно новый уровень. Глобализация повсеместно преодолевает административные границы старых и новых государств, перешедших на капиталистические рейки. Вместе с этим роль финансов в экономике существенно возрастает.

Движение крупного капитала, спровоцированного ТНК, устанавливает новые правила игры для предприятий в условиях конкурентной среды. И уже на сегодняшний день успех хозяйствующего субъекта в полной мере зависит от финансового положения на рынке, конкурентоспособности и дальнейших перспектив развития.

При этом миссия финансовой системы, в реалиях рыночной экономики, имеет такие особенности:

Распределительная роль финансов!

Благодаря финансам происходит распределение ВВП, ВНП, трудовых, материальных и природных ресурсов по определенным сферам экономики, отдельным регионам, а также субъектам экономической деятельности. Кроме этого, они необходимы для проведения социальной политики государства, которое также основывается на перераспределении материальных благ, в частности – пенсии, стипендии, пособия и субсидии.

Роль воспроизведения!

Финансы способствуют созданию необходимых фондов на различных уровнях национальной экономики – фонды накопления, потребления, фонды восстановления капитала, фонды возмещения производственных затрат.

Мониторинговая роль!

Эта роль финансов сводится к контролю над макроэкономическими показателями национальной экономики. Также финансовый контроль применим к отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Исходя из размеров налогов и фонда заработной платы, существует возможность проанализировать масштабы и производственные мощности конкретной организации.

Стимулирующая роль!

Финансовое стимулирование осуществляется целым набором методов, среди которых: создание поощрительных механизмов; эксплуатация бюджетных ресурсов – льготы на налогообложение; применение санкций, в случае несвоевременной уплаты кредитного займа, сокрытия доходов, умышленной фальсификации налоговой декларации.

Регулирующая роль!

Через финансовую систему государство воздействует на конкретные предприятия и целые отрасли экономики, вследствие предоставления льгот, кредитов, отмены или введения налоговых ставок и т.д.

Социальная роль!

Эта роль финансов прямым образом зависима от социальной политики организаций и государства в целом. Предприятия, через спонсорскую помощь и закрепленные законодательством обязанности, способствует созданию необходимой обществу инфраструктуры и обеспечивает пополнение муниципальных бюджетов страны.
В свою очередь государство, посредством определенных фондов социального страхования и обеспечения, производит равномерное перераспределения бюджетных средств в обществе.

Политическая роль!

Также финансам отводится и политическая роль. При условии эффективного использования они способны обеспечить успешность проведения внутренней и внешней политики руководством страны, влияют на проведение мероприятий по модернизации системы обороноспособности, что положительно сказывается на экономической и политической независимости государства.

Итак, роль финансов в экономике сложно переоценить. Они осуществляют роль инструментов по эффективному функционированию экономической, политической и социальной системы страны, являясь одним из ключевых элементов капиталистических отношений, доминирующих во всем мире.

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимости от конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на основе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.


Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые могут быть использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:

Расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

Расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

Расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.