Напиши имена существительные 3 склонения. Три склонения имени существительного. Степени сравнения качественных имён прилагательных

Склонение сущ. – это их изменение по падежам и числам. Выделяется 3 типа субстантивного склонения. Нумерация склонений в школе и вузе не совпадает. По подсчетам А.Зализняка в рус.яз. сущ. м.р. и ср.р. больше всего, поэтому именно их причисляют в грамматиках к 1 типу скл.

Разносклоняемые: сущ. ср. р. на –МЯ, дитя, путь.

Несклоняемые: такси, инкогнито, Евтушенко

Субстантивированные прилагат. и прич. с адъективным типом склонения (мороженое, столовая, животное, существительное ).

Твердая, мягкая, смешанная (основа на к, г, х) разновидность

Определить тип склонения ак. и по шк., его разновидность.

Жарища – 1 шк., 2 ак., мяг.; радио – нескл.; дитя – разноскл.; волчище – 2 шк., 1 ак., мягк.; пирожное – адъективн.; камыш – 2 шк., 1 ак., тверд.

Варианты падежных окончаний

Форма единственного числа:

- Р.п. –У:

    у некоторых вещественных и абстрактных существительных в словосочетаниях с количественным значением: стакан чаю (вкус чая), достать воску, керосину, клею, лаку, мелу, скипидару, тесу, прикупить гороху, жиру, луку, меду, перцу, рису, сыру; наделать шуму, нагнать страху, наговорить вздору

НО: - при наличие определения у сущ. пишется окончание -а;

Если главное слово имеет значение конкретного количества, то пишется -а: килограмм сахара, пять кусков мела.

    сущ., имеющие в своем составе уменьшит. суф .: выпить кваску, чайку, поесть медку, сырку.

    в некоторых фразеолог. оборотах : без году неделя, без роду и племени, дать маху, добиться толку, задать перцу, не до смеху, поддать жару, прибавить шагу, с глазу на глаз, с миру по нитке, спору нет, что есть духу…

    после предлогов из, от, с (со значением удаления или причины),до (предел, достижение),без (в наречных сочетаниях), частицыни : упустить из виду, 5 лет от роду, крикнуть с испугу, умереть с голоду, проводить до дому, войти без спросу, говорить без умолку, не был ни разу, ни слуху ни духу, ни шагу дальше.

    в отрицательных предложениях: нет износу, отбою нет, отказу не было, не показывать виду, не хватает виду.

Окончание –А является сейчас основным в этой форме, оно вытесняет окончание –У.

- Пр.п. –У

Нормативным является окончание –Е, но в ряде форм требуется –У:

* у односложных сущ. (в аду, на валу, на боку, на борту, в долгу, в лесу, на льду …)

* в выражениях с обстоятельственным значением (работа на дому (ср.:номер на доме ),вернулся в первом часу (ср.:в одном часе 60 минут ),поймать на скаку, многое видел на своем веку …)

Сейчас окончание –У активно вытесняется окончанием –Е и начинает приобретать разговорный характер (в отпуску ).

Форма множественного числа

- Им.п. - А

Это окончание появилось в рус. языке относительно недавно (19 в.) и начало активно распространяться, вытесняя традиционное окончание –Ы. В 20 веке оно в основном было свойственно профессиональной и разг. речи. Но в нач. 21 века теряет сниженную окраску и становится нормативным.

Нормативны следующие формы: адреса, глаза, края, отруба, стога, бега, голоса, купола, паруса, сторожа, берега, директора, кучера, паспорта, тенора(=ы), бока, перепела, терема, борта, дома, леса, писаря, тетерева, веера, желоба, мастера, повара, черепа, вечера, жернова, номера, поезда, шафера, вороха, катера, ордера, сорта.

Разговорными являются формы: договора, конструктора, инженера, бухгалтера, вызова, тренера

- Р.п. сущ. м. и ср.рода

Подавляющее большинство сущ. имеют окончание –ОВ/-ЕВ. Но в ряде случаев предпочитается нулевое окончание :

Название парных предметов :пара сапог, брюк, валенок, кед, сапог, ботинок, чулок, погон, эполет, шорт, сандалет, манжет;

Название детенышей животных (телят, козлят )

- названиенациональностей с основой нан ир : англичан, армян, болгар, грузин, турок, цыган, татар, бурят, турок…;

- названиевоинских групп (род войск): отряд партизан, солдат;

Доп. -ов: гренадер, кадет, гусар, драгун;

- единицыизмерения: количество ампер, ватт, вольт, герц, ватт, байт, бит.

Доп. -ов: Ом - омов, грамм-грамм ов , карат-каратов, ньютон…

Яблок, но остальные названия овощей и плодов – с ОВ

Преобладает у сущ. ср.р.

Схема разбора существительных

    Словоформа в тексте.

    Часть речи.

    Начальная форма (Им. п., ед. ч.).

    Собственное или нарицательное.

    Одушевленное или неодушевленное

    Личное или неличное.

    Конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное.

    Число и соотносимость по числу.

    Род (определяется только в ед. ч.).

    Падеж, показатель падежа, значение падежа.

    Тип склонения (по школе и академическое), показатель склонения, разновидность склонения.

    Синтаксическая функция.

Разберите все существительные из предложения по схеме

В карете сидит молодой человек. Сильно напудренный, в чулках, в парадном бархатном камзоле, на носу у него очки. Он беспечно смотрит на солдат, на бегающих людей, на шумящие толпы народа.

Среди существительных 3 склонения довольно много неравносложных существительных, основу которых можно правильно определить только с учетом формы род. падежа. В третьем склонении встречаются существительные всех трех родов. Признак третьего склонения – окончание –is в родительном падеже.

aetas, ātis f (gen.= aetātis) век, возраст

altāre, is n алтарь (букв. высокий жертвенник – ara)

amor, ōris m (amōris) любовь

anĭmal, ālis n животное

arbor, ŏris f (arbŏris) дерево

ars, artis f искусство, ремесло

artifex, ĭcis m (artifĭcis) мастер, творец, художник

avis, is f птица

carmen, ĭnis n песня, стихотворение

civĭtas, ātis f государство, гражданство; город

clamor,ōris m крик, возглас

color, ōris m цвет

conditio, ōnis f условие

cor, cordis n сердце

corpus,ŏris n (corpŏris) тело

dolor,ōris m боль, скорбь

dux, ducis m вождь, предводитель

exemplar, āris n пример, образец

Factor, ōris m Творец

finis, is m предел, граница; цель

flos, ōris m цветок

frater, fratris m брат

gens, gentis f род, племя, народ

genus, genĕris n род, рождение

grex, gregis m стадо, толпа; отряд

homo, homĭnis m человек

honor,ōris m честь, почесть

hostis, is m враг

imago, imagĭnis f образ, изображение,впечатление

iudex, iudĭcis m судья

ius, iuris n право

labor, ōris m работа, труд

lapis, lapĭdis m камень

laus, laudis f похвала

lectio, ōnis f чтение (в т.ч. церковное, тексты СП)

leo, leōnis m лев

lex, legis f закон

lux, lucis f свет

mare, maris n море

mater, matris f мать

mercātor, mercatōris m купец, торговец

miles, milĭtis m солдат, воин

mons, montis m гора

mors, mortis f смерть

mos, moris m нрав, характер

mulier, muliĕris f жена, женщина

natālis, is m день рождения

nomen, nomĭnis n имя

nox, noctis f ночь

operatio, ōnis f дело; рукоделие, работа

opus, opĕris n дело; произведение; труд, творение

orator, ōris m оратор; молитвенник, проситель

oratio, ōnis f речь; молитва

orīgo, origĭnis f начало, происхождение

ovis, is f овца

panis, is m хлеб

pars, partis f часть

pastor, ōris m пастух, пастырь

pater, patris m отец

pax, pacis f мир (спокойствие)

peccātor, ōris m грешник

pulchritūdo, ĭnis f красота

quies, ētis f покой, отдых; сон

radix, radīcis f корень

ratio, ōnis f разум

repetitio, ōnis f повторение

requies, requiētis f покой, отдых

rex, regis m царь

regio, ōnis f область

Salvātor, ōris m Спаситель

scriptor, ōris m писатель

soror, sorōris f сестра

tempus, ŏris n время

terror, ōris m ужас

urbs, urbis f город

verĭtas, veritātis f истина

victor,ōris m победитель

vis,vis f (acc.sg. vim, abl.sg. vi, nom/ acc. Pl.vires,gen.pl. virium, dat./abl.pl. viribus) сила, мощь

virtus, virtūtis f мужество, добродетель

voluntas, voluntātis f воля

Существительные 4 склонения
Существительных 4 склонения в латинском языке относительно предыдущих склонений значительно меньше. Слова на -us принадлежат, за некоторым исключением, к муж. роду, слова на -u среднего рода. Признак четвертого склонения – окончание us в форме родительного падежа.

casus, us m случай; грамм. -падеж

domus, us f (искл.) дом

exercĭtus, us m войско (обученное)

fletus, us m плач

fructus, us m плод

gustus, us m вкус

manus, us f (искл.) рука

sensus, us m чувство; смысл

spirĭtus, us m дух

tribus, us f триба (древнее подразделение римского народа)

visus , us m зрение

cornu, us n рог

Существительные 5 склонения пятое склонение – самая немногочисленная группа слов в латинском языке. За небольшим исключением это слова женского рода. Признак четвертого склонения – окончание ei в форме родительного падежа

acies, aciēi f острие, боевой строй

dies, diēi m (f) день, срок

fides, fidĕi f вера

meridies, meridiēi m (f) полдень

res, rei f дело, вещь, обстоятельство

spes, spei f надежда

Имя прилагательное (Nomen adiectīvum)

Имя прилагательное обозначает признак, качество предмета (синий, хороший, крепкий), отношение к предмету (книжный, золотой), принадлежность (отцовский). Прилагательное не имеет своего рода, оно согласуется в роде с существительным. С этой целью у прилагательного в словаре указываются родовые формы, т.е. формы для каждого из родов. Порядок следования родовых форм такой же, как в рус. яз. : муж.род, жен.род, ср. род, напр. Добрый, ая, ое - bonus, a,um (обратите внимание на необходимость правильного образования полных форм жен. и ср. рода bonus, bonа, bonum) . В латинском языке встречаются две разновидности прилагательных: а)прилагательные 1-2 склонения, б) прилагательные 3-го гласного склонения. Определить разновидность несложно по словарной форме. Прилагательные 1-2 склонений имеют родовые окончания (-us, a, um или –er, a, um),прилагательные 3 склонения – иные окончания. В словаре прилагательное указывается обычно в именительном падеже, т.е. указывается именительный падеж муж., жен., и ср. рода. У прилагательных 3-го гласного склонения одного общего окончания указывается еще и родит. падеж для правильного нахождения основы косвенных падежей.

Прилагательные 1 разряда (1-2 склонения ). В зависимости от родовой формы они изменяются по 1 склонению (форма жен. рода), или по 2 склонению(формы мужского и среднего родов).

aegrōtus, a, um = aegrōtus, aegrōta, aegrōtum больной

albus, a,um = albus, alba, album белый

antīquus, a, um = antīquus, antīqua, antīquum древний

beātus, a, um блаженный

benedictus, a, um благословенный

bonus,a,um добрый, хороший, благой

carus, a, um дорогой

caecus, a, um слепой

dexter, t(ĕ)ra, t(ĕ)rum правый

dignus, a, um достойный

dilectus, a,um любезный, дорогой, любимый

divīnus,a,um божественный

durus, a, um суровый, твердый

falsus, a, um ложный, лживый

feminīnus, a,um женский

firmus, a, um крепкий

gratus, a, um приятный, желательный

honestus, a, um честный

humānus, a, um человеческий, присущий человеку

iustus, a, um справедливый, праведный

liber, libĕra, libĕrum свободный

longus, a, um длинный, долгий

magnus, a, um большой, важный; великий

malus, a, um злой, плохой; лукавый

masculīnus, a, um мужской

miser, ĕra, ĕrum несчастный, жалкий

multus, a um многий, многочисленный

mutus, a, um немой

niger, nigra, nigrum черный

nocturnus, a, um ночной

novus, a, um новый, последний; свежий

occultus, a, um скрытый, сокровенный, тайный

optĭmus, a, um лучший

parvus, a, um малый

piger, pigra, pigrum ленивый

plenus, a, um полный

probus, a, um честный

pulcher, pulchra, pulchrum красивый

rarus, a, um редкий

ruber, bra,brum красный

rustĭcus, a, um деревенский, сельский

sanctus, a, um святой

sanus, a, um здоровый

sacer, sacra, sacrum священный

serus, a, um поздний

stultus, a, um глупый

superbus,a,um гордый

surdus, a, um глухой

urbānus, a um городской

verus, a,um верный, истинный

Прилагательные 2 разряда (3 гласного склонения) . Среди этих прилагательных лишь некоторые имеют три различающиеся формы для каждого из родов, например:acer, acris,acre «острый, едкий, жгучий». Наиболее часто встречаются прилагательные двух разных окончаний, у которых муж. и жен. род имеют совпадающее окончание =is ,а средний род всегда -e. Заучивают эту разновидность прилагательных с повторением дважды первого окончания: короткий- brevis, brevis, breve. Особую группу составляют прилагательные одного общего окончания для всех родов. У этих прилагательных кроме полной формы именительного падежа, одинаковой для всех родов, указывается еще и окончание родительного падежа на –is c указанием на изменение основы. Например, clemens, ntis . Clemens – это именительный падеж для муж., жен., и ср. рода. В родительном падеже у всех родов будет форма clementis, показывающая новую основу для косвенных падежей clement-

brevis, e короткий, краткий

clemens, ntis ласковый, кроткий, снисходительный

difficĭlis, e трудный

dissimĭlis, e непохожий

dulcis, e сладкий, приятный

facĭlis, e легкий

felix, īcis счастливый

gracĭlis, e стройный

gravis, e тяжелый

humĭlis, e смиренный, низкий

immortālis, e бессмертный

levis, e легкий

mirabĭlis, e изумительный

mortālis, e смертный

omnis, e весь, всякий

omnipotens, ntis всемогущий, всесильный

par, paris равный, одинаковый

pauper, ĕris бедный

potens, ntis могучий могущественный

quālis, e какой(по качеству)

saeculāris, e вековой; мирской, светский

sapiens, ntis мудрый, разумный

simĭlis, e похожий, подобный

spirituālis, e духовный

talis, e такой (по качеству)

vulgāris, e обыкновенный, доступный

Глагол (Verbum)
В отличие от русского языка начальная форма глагола – это 1 лицо настоящего времени действительного залога изъявительного наклонения. Эта форма дается в словаре первой. За ней следом указывается форма 1 л. ед. числа перфекта изъявительного наклонения, третья форма – это супин, знакомый нам еще с курса церковнославянского языка, Поскольку от основы латинского супина образуется страдательное причастие, некоторые латинисты сразу предпочитают называть ее страдательным причастием прошедшего времени в ср. роде. Последняя форма – инфинитив настоящего времени действительного залога. Каждая из словарных форм имеет важное значение для образования времен, поэтому все формы также необходимо заучивать наизусть. Впрочем, у глаголов 1 и 4 спряжения основные формы регулярные и образуются по модели, почему многие словари и ограничиваются лишь проставлением номера спряжения, будучи уверенными, что любой пользователь легко восстановит недостающие формы. В списках дано несколько отложительных глаголов. У отложительных глаголов все формы даны в страдательном (пассивном) залоге, значение же – активное, см. arbĭtror, arbitrātus sum, arbitrāri думать, полагать. У глаголов 1 спряжения инфинитив на –āre, у глаголов 2 спряжения на –ēre, у глаголов 3 спряжения на –ĕre, у глаголов 4 спряжения на -īre.

Спряжение

accuso, accusāvi, accusātum, accusāre oбвинять
arbĭtror, arbitrātus sum, arbitrāri думать, полагать
baptĭzo, -āre погружать в воду, крестить

amo, amāvi, amātum, amāre любить

clamo, clamāvi, clamātum, clamāre кричать, восклицать

cogito, cogitāvi, cogitātum, cogitāre мыслить

comparo, comparāvi, comparātum, comparāre сравнивать

corono, coronāvi, coronātum, coronāre венчать

curo, curāvi, curātum, curāre заботиться, лечить

do, dedi, datum, dăre давать

dono, donāvi, donātum, donāre дарить

educo, educāvi, educātum, educāre воспитывать

erro, errāvi, errātum, errāre ошибаться, заблуждаться

habito, habitāvi, habitātum, habitāre жить, обитать

laudo, laudāvi, laudātum, laudāre хвалить, восхвалять

labōro, laborāvi, laborātum, laborāre работать, трудиться

muto, mutāvi, mutātum, mutāre менять, изменять

opto, optāvi, optātum, optāre желать

orno, ornāvi, ornātum, ornāre украшать

oro, orāvi, orātum, orāre просить, молить

paro, parāvi, parātum, parāre готовить

pecco, peccāvi, peccātum, peccāre грешить praedĭco,praedicāvi,praedicātum,praedicāre 1 проповедoвать

saluto, salutāvi, salutātum, salutāre приветствовать

salvo, salvāvi, salvātum, salvāre спасать

spero, sperāvi, sperātum, sperāre надеяться

spiro, spirāvi, spirātum, spirāre дышать

visito, visitāvi, visitātum, visitāre посещать

Спряжение

Admoneo, admonui, admonĭtum, admonēre увещевать, советовать

debeo, debui, debĭtum, debēre быть должным, обязанным

deleo, delevi, deletum, delēre разрушать

doceo, docui, doctum, docēre обучать

doleo, dolui, - , dolēre болеть, страдать

habeo, habui, habĭtum, habēre иметь

luceo, luxi, -, lucēre светить светить

moneo , monui, monĭtum, monēre увещевать, советовать, напоминать

moveo, movi, motum, movēre двигать, волновать

noceo, nocui, nocĭtum, nocēre вредить

pareo, parui, parĭtum, parēre повиноваться

prohibeo, prohibui, prohibĭtum, prohibēre удерживать, запрещать

respondeo, respondi, responsum, respondēre отвечать

salveo, -, -, salvēre приветствовать

sedeo, sedi, sessum, sedēre сидеть, восседать

studeo, studui, - , studēre усердствовать, стараться

taceo, tacui, tacĭtum, tacēre молчать

terreo, terrui, terrĭtum, terrēre устрашать

video, vidi, visum, vidēre видеть; pass. - казаться

Спряжение

ago, egi, actum, agĕre вести, делать

benedīco,benedixi,benedictum benedīcĕre говорить доброе, славить, благосл-ть

bibo, bibi, -, bibĕre пить

cado, cecīdi, casum, cadĕre падать, погибать

capio, cepi, captum capĕre брать, принимать, захватывать

defendo, defendi, defensum, defendĕre защищать

dico, dixi, dictum, dicĕre говорить, называть

dimitto, dimīsi, dimissum, dimittĕre отпускать, отсылать

disco, didici, -, discĕre учиться

divĭdo, divīdi, divīsum , dividĕre разделять

duco, duxi, ductum, ducĕre вести

edo, edi, esum, edĕre есть

emo, emi, emptum, emĕre покупать

facio, fēci, factum, facĕre делать

maledīco, maledixi, maledictum, maledicĕre злословить, проклинать

mitto, misi, missum, mittĕre пускать, посылать

pario, pepĕri, partum, parĕre рождать, приобретать

promitto, promīsi, promissum, promittĕre обещать

praedīco, praedixi, praedictum, praedicĕre предсказывать

progredior, progressus sum, progrĕdi идти вперед

rego, rexi, rectum, regĕre править

resurgo, resurrexi, resurrectum, resurgĕre восставать, воскресать

scribo, scripsi, scriptum, scribĕre писать

vivo,vixi, victum, vivĕre жить

vinco, vici, victum, vincĕre побеждать

Спряжение

audio, audīvi , audītum, audīre слушать, слышать

custodio, custodīvi , custodītum, custodīre охранять

dormio, dormīvi, dormītum, dormīre спать, дремать

finio, finīvi , finītum, finīre заканчивать, ограничивать

invenio, invēni, inventum, invenīre находить, изобретать

morior, mortuus sum, mori умирать

munio, munīvi, munītum, munīre укреплять,

nescio, nescīvi, nescītum, nescīre не знать

nutrio , nutrīvi, nutrītum, nutrīre кормить

punio, punīvi , punītum, punīre наказывать

scio, scīvi, scītum, scīre знать

sentio, sensi, sensum, sentīre чувствовать

servio, servīvi, servītum, servīre служить

venio, vēnio, ventum, venīre приходить

Местоимение (pronomen)

alius, alia, aliud другой,

alter, altĕra, altĕrum второй,другой (из двух)

он тот, ;он тот, этот; он;

ego,mei Я, меня

hic, haec, hoc этот; он

ille, illa, illud тот; он

is, ea, id тот, этот; он

iste, ista, istud тот, этот; он

meus,mea,meum мой

nemo, nemĭnis никто

neuter, neutra, neutrum ни тот ни другой

nihil ничто

nos, nostril мы

noster, nostra, nostrum наш

nullus, nulla, nullum никакой

solus, sola, solum один, одинокий

suus, sua, suum свой

totus, tota, totum весь, целый

tuus, tua, tuum твой

unus, una, unum один

uter, utra, utrum тот или другой

vester, vestra, vestrum ваш

vos, vestri вы

Наречия (наречие –adverbium)

aliquando однажды

bene хорошо

frustra напрасно

nunquam никогда

primo сначала

semper всегда

saepe часто

subĭto внезапно

Для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.



Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Пример: дядя, кошка, юноша, рыба, плакса.

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик, герой, звено, сердце, небо.

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

Пример: площадь, ель, мышь, дочь, лень.

Как определить склонение имени существительного?

  1. Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род.
  2. Затем выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения.

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения.

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения.

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

Проверочные упражнения разного уровня сложности

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Открытый урок в 4 классе "Б"

Дата: 17. 10. 2017 г.

Предмет: русский язык

Тема: Три типа склонения имён существительных.

Цель:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;

Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;

Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Структура урока:

    Организационный момент – 1 мин

    Минутка чистописания - 2 имнуты

    Актуализация знаний- 5 мин

    Постановка учебных задач – 1мин

    Решение задач -15 мин

    Физминутка - 2 мин

    Практическая работа -10 мин

    Итог урока. Рефлексия- 3 мин

    Домашнее задание. -1 мин

Ход урока.

1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин

* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)

* Добрый день всем мальчишкам!

* Добрый день всем, кто любит свою Родину!

* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!

Настроение каково?

Все такого мнения?

Все без исключения!

Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.

2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин

Семнадцатое октября.

Классная работа.

б) прописать буквы Дд, Гг

в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.

На помощь придёт,

Плечо, как всегда подставит.

Для отговорок слов не найдёт

И от проблем избавит.

Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)

Какая орфограмма встретилась в слове друг?

Пропишите это слово.

3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин

Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)

Докажите свое утверждение.

Что такое имя существительное?

б) групповая работа с кластером.

Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники

бывает ­­­­­______

бывает ­­­­­______

изменяется по


изменяется по

роль в предложении

бывает ­­­­­_____,

имя существительное


г) работа с листом оценивания:

6 правильных признаков - "5" баллов

5 названных признаков - "4" балла

4 - "3" балла

менее 4 - "2" балла

3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин

Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?

Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)

Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)

Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?

Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)

Почему? (не знаем по каким признакам это делать)

Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин

Прочитайте слова. Найдите в них общее.

Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.

Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?

Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:

окончание -а,-я

 окончание

окончание -о,-е

 окончание

Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.

б) самопроверка и самооценка:

Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.

Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.

Какие слова составили 3 группу?

"5" баллов, если нет ошибок

"4" балла - 1 ошибка

"3" балла - 2-3 ошибки

"2" балла - более 3 ошибок

в) фронтальный опрос:

По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)

С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?

Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?

Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)

5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин

6. Закрепление пройденного материала 10 мин

Задание 1.

Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).

У: Пользуемся алгоритмом.

Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.

У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.

Задание 2.

К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)

У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)

Злость - … (доброта)

грубость - … (вежливость)

жадность - … (щедрость)

У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.

Оценка по критериям:

1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл

2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)

3. Правильно определены типы склонений - 2 балла

Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.

7. Итог урока.

Какую цель ставили на уроке?

Достигли ли мы её?

Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)

б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)

в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

Учащиеся задают вопросы, делают выводы.

Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

8. Оценивание.

Посчитайте все баллы по листу оценивания.

Вид задания

Составление кластера

Работа по таблице

Подбор антонимов и определение склонения

15-14 баллов -"5"

13-12 баллов -"4"

11-9 баллов- "3"

9. Д/З стр. 51 упр. 135

Склонение имён существительных - это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

Падеж Вопросы Окончания
Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Кто? Что? -а, -я -, -о, -е - -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? Что? -у, -ю -о, -е - -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я :

мама, кухня - женский род

папа, дядя - мужской род

задира, ябеда - общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е :

брат, грач - мужской род

лото, море - средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь - женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму - в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Радуга (она) - существительное женского рода с окончанием радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) - существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы