Мужской монастырь в авдотьино. «Ураган-убийца» во второй раз обезглавил высочайшую колокольню. История Николаевской Берлюковской пустыни

3 14 1468

Таких ураганов Москва не видела уже сто лет. И помимо с виду забавных (особенно если наблюдать их с монитора) летающих остановок и деревьев - есть и то, от чего мороз по коже.

Погибли люди.

Много людей.

Самых обычных москвичей и жителей Подмосковья, которые шли по своим делам. Наших друзей и соседей - нас самих. Просто почему-то на нашем месте оказались они, случайно.

Упокой Господи их души.

И все мы прекрасно понимаем - виноваты не дорожники, которые плохо закрепили дорожные знаки и светофоры (хотя, конечно, виноваты) и не чиновники, которые не проконтролировали (хотя и эти тоже), и даже не МЧС, которое не оповестило о шторме (впрочем, и оно виновато), и не родственники и коллеги, которые могли бы удержать, помочь, защитить, и даже не сами погибшие.

При этом многие верующие кивают на небо. Оно виновато. И даже неверующие язвят.

Где Он был, когда ураган губил людей?

Или Сам направил этот жестокий ветер?

А другие, которые поехиднее, замечают: а этот самый Бог и своих православных даже не пощадил - с купола церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Королёве упал крест.

Как же это понимать? Особенно тем, кто не понимает?

Ну варианты многим приходят в голову однозначные: жестокий Бог карает и своих и чужих, даже тех, кто и отношения к нему не имеет - неверующих то есть. И как от Него спастись? Отречься как-то поосновательней, с юмором и богохульствами, авось не тронет?

А может, наоборот, - так православные своими грехами тут напачкали, что Богу приходится их вразумлять, да так по-отечески жестко, что страдают и свои дети и соседские.

Попробую ответить я, с неофитским пылом уверовавшего грешника, который крестил своего сына именно в этом храме в Королеве.

Где Он был? На кресте. Наш Господь - это не Бог карающий и жестокий, а Бог страдальцев, грешников и плачущих. Он Сам плакал, и страдал.

Наслал ли Господь ураган? Люди давно съехали от Бога (если точнее, их об этом настойчиво попросили) и живут в своей квартире - огромном мире. И управдом этого мира - Князь мира сего (если говорить мистически) - совсем не Бог.

Да, Господь «попускает», то есть дозволяет совершаться катастрофам и даже войнам - но кто их устраивает? Разве отец виноват, когда давно перебравшиеся из родительского дома дети разнесли всю квартиру? Должен ли он был каждый день и час проверять, выключают ли они у себя газ и закрывают воду? Нет. «Вы молодые - люди свободные, живите как считаете нужным, а мы если что - поможем», - вот как говорят мудрые уважаемые отцы.

Виноваты ли православные в своих грехах - да так, что из-за них погибли невинные? Да, виноваты. Я лично виноват. Так мерзко, гадко, не по-христиански мы живем, что странно, что крест этот не слетел с купола и нас не пригвоздил к земле, как жуков. И не залил сверху яростным огнем Своего гнева. Вместо нас пострадали невинные. Простите нас - и примите наши молитвы и скромные пожертвования.

Что такое ураган? Движение ли дланей Бога? Или наоборот? Христос сражается с вечным Врагом, которого называет князь мира сего (Ин. 12, 31) «князь власти воздушной» (Еф. 2, 2; церковно-слав. перевод). Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Мир по-гречески звучит как «космос».

А почему все-таки крест сорвался? Да потому что испокон веков крест на колокольне был самым высоким местом. Туда били молнии, и на них обрушивался шторм - черные, совсем не Божеские энергии.

Как сторожевая башня, блокпост - этот крест и храм приняли на себя первый удар. В церквах, помните, закрывалась последняя горстка уцелевших при набегах кочевников - и часто церкви становились им последним домом.

Может, крест этот упал, защитив нас, как защищает крест на шее от вражеской пули?

Упал - но не сорвался.

Упал, чтобы подняться.

И мы поднимемся.

Если не сорвемся.

Об этой «шалости урагана» по горячим следам не упомянули центральные телеканалы и газеты: в деревне Авдотьино, ураган своротил крест на колокольне Николо-Берлюковского монастыря - одной из самых высоких колоколен, возведенных в наших краях.

Ее «рост» - 88 метров. На 7 метров больше, чем у знаменитого Ивана Великого в Кремле! Этого исполина начали возводить в монастыре летом 1895 года «на жертвуемую московским купцом Федором Никитичем Самойловым сумму 30 000 рублей». Проект колокольни в русском стиле выполнил известный архитектор Александр Каминский. В нижнем из четырех ярусов кирпичной «высотки» были предусмотрены ворота парадного въезда в монастырь, а самый верхний ярус увенчали позолоченной главкой с восьмиконечным крестом. Все работы на новой звоннице были завершены в 1899 году.

Свои непосредственные функции почти 90-метровая красавица выполняла лишь два десятилетия. Уже вскоре после революции Николо-Берлюки закрыли. Ее храмы разорили, служебные постройки приспособили для нужд спецбольницы «с психиатрическим уклоном»... Однако на протяжении десятилетий на колокольной главке, на кресте сохранялась позолота: слишком сложно было «утилизаторам» добраться на такую верхотуру, чтобы «национализировать» драгметалл.

Ситуация поменялась в постсоветское время. Осенью 1992-го в одном из авдотьинских храмов была зарегистрирована церковная община. Потом часть старых построек вернули Русской православной церкви для возрождения здесь монастыря. Однако в «небесной канцелярии» по отношению к колокольне вновь обустраиваемой Николо-Берлюковской обители явно допустили какие-то просчеты: летом 1994 года во время разыгравшейся бури с этой звонницы сорвало навершие вместе с крестом.

Колокольня простояла обезглавленной более 10 лет. Лишь в августе 2006 года в ходе начавшихся реставрационных работ на колокольне вновь установили сверкающую позолотой «луковку» с крестом. Но этот символ православия продержался на своем месте лишь до нынешней весны. 29 мая беда повторилась: вновь налетел сильный ураган и уронил крест. (Как указано в старом справочнике, высота креста вместе с «яблоком» составляет 12 аршин (около 8,5 метра), а вес - 38 пудов (более 600 килограммов).

Ситуацию прокомментировал для «МК» специалист - архитектор-реставратор Наталья Князева:

В 2006 году, во время проводимых тогда реставрационных работ, крест вместе с главкой (их общая высота около 15 метров) поднимали и устанавливали при помощи вертолета. Подобный же вариант возможен сейчас. Другой способ - соорудить так называемые выносные строительные леса. В любом случае весь комплекс восстановительных работ потребует немалых затрат.



Николо-Берлюковская пустынь - мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни

Чудесное Исцеление

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», - поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». - «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна - все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

Монахи объясняли, что этот чудотворный образ - напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

Аллея Романовых


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Самая высокая колокольня Подмосковья

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая - больнице.
Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области - она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни